История

Проблема нехватки продовольствия волновала мировую общественность всегда. Поэтому в начале 20-го века, в период быстрого роста населения Земли, научное сообщество разных стран начало эксперименты по связыванию атмосферного азота и образованию аммиака как основы для других соединений. Эти соединения начали использовать в сельском хозяйстве и химической промышленности. Обширные территории нашей страны, часто неплодородные, требовали значительного объема удобрений и подкормок, безопасных для почвы и окружающей среды.

Строительство Тольяттинского азотного завода (ТОАЗ) началось в 1974 г. Для масштабного проекта выбрали г. Тольятти, расположенный на перекрестке железнодорожных, водных, автомобильных и воздушных путей. При строительстве также учитывалась близость будущего завода к месторождению природного газа в Оренбургской области и Куйбышевскому водохранилищу как источнику производственного водоснабжения. Энергетической базой должна была стать Волжская ГЭС.

В апреле 1979 г. предприятие выпустило первую партию продукционного аммиака и стало работать по полной технологической схеме. Одновременно с возведением завода шло строительство крупнейшего в мире аммиакопровода «Тольятти-Одесса» (пропускная способность более 2 400 тыс. тонн в год).

1974 – 1979 гг.

1974 – начало строительства завода в Тольятти

1975 – начало строительства аммиакопровода «Тольятти – Одесса»

1979 – получен первый товарный аммиак на первом агрегате аммиака, принят в эксплуатацию второй и третий агрегаты аммиака, а также первый агрегат карбамида.

1980 – 1990 гг.

С начала 80-х годов на предприятии строятся и вводятся в эксплуатацию производственные объекты с применением последних достижений техники. Растет выработка новой продукции в ответ на нужды сельхозпроизводителей, поставки которым осуществляются по уникальному аммиакопроводу.

1980 – принят в эксплуатацию четвертый агрегат аммиака, пущен в строй второй агрегат карбамида

1981 – ввод аммиакопровода «Тольятти – Одесса», принят в эксплуатацию пятый агрегат аммиака

1983 – выработка первой партии жидкой двуокиси углерода, принят в эксплуатацию шестой агрегат аммиака

1985 – ввод в эксплуатацию установки карбамидоформальдегидной смолы

1986 – ввод в эксплуатацию седьмого (последнего) агрегата аммиака

1990 – начало эксплуатации установки получения аммиачной воды

1991 – 2000 гг.

 

 

 

 

В переходный период изменилась форма собственности и последовала дальнейшая диверсификация производства. Организуются цеха по производству строительных материалов для удовлетворения нужд рынка, а химическое направление дополняется производством КФК.

1992 – преобразование ПО «Тольяттиазот» в акционерное общество

1992 – начало выпуска строительных материалов

1998 – ввод установки КФК

 

2001 – по настоящее время

Переход в новое тысячелетие совпал с 30-летием «Тольяттиазот». Преодоление исторического рубежа и ускоренное экономическое развитие России начала 2000-х годов требовало внедрения новых технологий, модернизации и расширения производственных мощностей для удовлетворения спроса на мировом рынке. В начале 2000-х «Тольяттиазот» начинает реализацию крупного инфраструктурного проекта – на берегу Черного моря в порту Тамань строится терминал для перевалки аммиака и карбамида.

2003 – начало строительства порта в Краснодарском крае

2008 – ввод в эксплуатацию установки ультрафиолетового обеззараживания на очистных сооружениях

2010 – начало «Программы модернизации 2011-2020 гг.»

2014 – получена 70 000 000 тонна аммиака

2016 – начат проект по строительству 3-го агрегата карбамида

2017 - акционерное общество «Тольяттиазот» реорганизовано в ПАО «Тольяттиазот»

2018 – начато строительство агрегата карбамида №3

2022 - состоялся запуск третьей технологической линии по производству карбамидоформальдегидного концентрата.  Продукция прошла сертификацию в Роскачестве: получено право маркировать ее знаком качества «Зеленый эталон».

2023 - Принята политика в области качества, промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды. С момента пуска произведена 95 млн тонн аммиака. Начало выпуска новой марки карбамидоформальдегидного концентрата с улучшенными характеристиками. Введен в эксплуатацию третий агрегат карбамида.