Новый путь

12 апреля 2018

Источник:
Коммерсант

Российские экспортно ориентированные компании все чаще строят собственные портовые терминалы для более эффективных поставок за рубеж, а также для снижения политических рисков. Так, "Тольяттиазот", который начал реализацию проекта перевалочного терминала в Тамани почти 20 лет назад, сможет решить за счет его запуска в 2020 году сразу несколько проблем. Прежде всего компания избавится от необходимости транзита через Украину, отношения с которой за последние три года серьезно осложнились, а также получит ряд конкурентных преимуществ. Перевалка с более коротким плечом через российский порт может привлечь и других производителей, считают эксперты.

Один из крупнейших в России производителей азотных удобрений, "Тольяттиазот" (ТОАЗ), в 2020 году собирается запустить в Краснодарском крае две очереди нового терминала по перевалке 2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида. В дальнейшем компания рассматривает возможность создания третьего этапа комплекса с увеличением грузооборота до 13 млн тонн в год. Строительство ведется в рамках проекта создания морского порта Тамань, который, в свою очередь, является частью госпрограммы "Развитие транспортной системы России на 2010-2021 годы". Строительство инфраструктуры, которая создаст основы для развития транспортно-логистических мощностей Азово-Черноморского бассейна, оценивается в 228 млрд руб.

"Тольяттиазот" — крупнейший российский производитель аммиака, производитель минеральных удобрений и других химических продуктов. Объем производства в 2017 году составил 2,6 млн тонн аммиака и 720 тыс. тонн карбамида.

Через тернии — к порту

"Тольяттиазот" начал строительство первого в России глубоководного комплекса по перевалке аммиака и сыпучих удобрений еще в 1999 году. Но в 2005-м работы пришлось заморозить по не зависящим от компании причинам. Возобновились они только десять лет спустя. В марте 2015 года "Тольяттиазот" согласовал с Федеральным агентством морского и речного транспорта декларацию о намерениях по строительству перегрузочного комплекса аммиака и карбамида, а с ФГУП "Росморпорт" заключил соглашение о взаимодействии при реализации своего инвестпроекта. В течение 2016 года был подписан ряд постановлений и распоряжений правительства, в рамках которых проект ТОАЗ в порту Тамань включен в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта. Также грузопотоки перевалочного комплекса учитываются в схеме развития Таманского транспортного узла в части железнодорожной составляющей, а его размещение предусмотрено "дорожной картой" развития до 2020 года морских портов Азово-Черноморского бассейна. Эти документы сделали строительство перегрузочного комплекса "Тольяттиазота" объектом федерального значения.

Параллельно ТОАЗ в 2016-2017 годах сделал корректировку проектной документации и основных проектно-технических решений по перевалочному комплексу. Также компания провела обследование и оценку технического состояния сооружений, конструкций и оборудования, в том числе с учетом подключения к внешним электрическим и инженерным сетям и транспортной инфраструктуре, эксплуатации морской акватории и гидротехнических сооружений.

На данный момент ТОАЗ рассматривает несколько вариантов доставки продукции от завода до нового терминала в Тамани. Сейчас предполагается, что объемы будут поступать в порт по железной дороге.

В самом порту проложены автомобильная дорога, железнодорожные пути, продуктопроводы, построены грузовые причалы и уникальная эстакада, выдающаяся в море на 2,5 км, по которой аммиак и карбамид будут доставляться для погрузки на суда.

Еще одним вариантом является ответвление от трубопровода Тольятти--Одесса в Воронежской области до порта Тамань. Поручение рассмотреть такой маршрут в июне 2016 года дал президент РФ Владимир Путин.

"Рассматриваются варианты как прямой доставки из Тольятти, так и частичного использования российского сегмента аммиакопровода с дальнейшей перевалкой груза на железнодорожный транспорт",— пояснили "Ъ" в ТОАЗ.

Реализация проекта перевалочного комплекса полностью финансируется ТОАЗ за счет собственных средств, без привлечения кредитов и бюджетных денег. На данный момент объем инвестиций составляет около 14 млрд руб. В компании отмечают, что на федеральном уровне строительство терминала поддерживается, а с региональными властями ведутся переговоры по ряду вопросов, связанных с уже построенной инфраструктурой таманского терминала.

"Мы продолжаем рассчитывать на конструктивную позицию на уровне администрации Краснодарского края, которая пока не стремится поддерживать инвестора, способного обеспечить рабочие места и развитие местной инфраструктуры и социально-бытовых объектов, а также значительные налоговые поступления в местный и краевой бюджеты",— пояснили "Ъ" на предприятии.

Компания с 2014 года ведет судебное разбирательство с местной администрацией, которая требует признать самостроем ряд объектов инфраструктуры ТОАЗ.

Арбитражный суд Краснодарского края и апелляционная инстанция приняли решения о передаче части инфраструктурных построек, возведенных ТОАЗ в рамках строительства комплекса по перевалке аммиака и карбамида, в собственность Краснодарского края, но кассация встала на сторону компании.

Существует и проблема земельных участков, отмечают в ТОАЗ. Арендованные у Краснодарского края участки для строительства комплекса неожиданным образом оказались в частной собственности, новые владельцы отказываются предоставлять землю для реализации стратегического проекта, в том числе по распоряжению Росжелдора, говорят в компании. Сейчас лица и компании, являющиеся владельцами участков, судятся с Росжелдором.

Другим путем

Терминал в Тамани — принципиальный проект для ТОАЗ. Строительство терминала в Тамани, запланированное еще 20 лет назад, позволит компании полностью переориентировать экспортные потоки продукции с нынешнего направления — через территорию Украины, которое за последние три года стало проблемным. Исторически аммиак с российского завода по трубопроводу шел в порт Южный в Одессе, но в последние годы компания не раз сталкивалась с проблемами прокачки и спорами с местным оператором "Укрхимтрансаммиаком".

Строительство комплекса началось задолго до текущей нестабильной политической обстановки на Украине. Основными задачами строительства терминала были обеспечение независимости предприятия, сокращение логистического плеча и снижение себестоимости. Тем не менее ввод терминала в эксплуатацию поможет снизить политические риски, которые появились за последние годы.

Вопросы по транзитным поставкам через Украину возникли между ТОАЗ и "Укрхимтрансаммиаком" еще в августе 2015 года, когда Киев потребовал надбавки за прокачку в $8 с тонны. Российская компания обжаловала решение Министерства экономического развития и торговли Украины в суде и в ноябре 2016 года выиграла спор. Это позволило сделать продукцию ТОАЗ более конкурентоспособной с учетом уровня цен на тот момент.

Но тут же возникла другая проблема. В конце 2016 года компания была готова нарастить поставки, но не смогла договориться с украинской стороной. Традиционная квота ТОАЗ на транзит составляет 1,8 млн тонн в год. И так как эти объемы к началу четвертого квартала были выбраны, ТОАЗ пришлось прекратить прокачку по трубопроводу, а следовательно, и снизить производство, остановив часть агрегатов.

"Дальнейшая неконструктивная позиция украинской стороны по тарифам вынудила предприятие продлить остановку транзита еще на полтора месяца в начале 2017 года",— поясняют в ТОАЗ. Но в феврале транзит был восстановлен на условиях действовавшего на тот момент договора между "Тольяттиазотом" и "Укрхимтрансаммиаком".

Спустя год возникли проблемы уже с украинским экологическим регулятором. В феврале текущего года суда с грузом аммиака различных производителей, в том числе "Тольяттиазота", были заблокированы Госэкоинспекцией Украины под предлогом нарушения природоохранного законодательства со стороны Одесского припортового завода. "Ситуацию удалось разрешить только спустя десять дней, что повлекло значительные убытки из-за нарушения сроков поставки покупателям",— напоминают в ТОАЗ, поясняя, что действия украинской стороны непредсказуемы и часто зависят от текущей внутриполитической ситуации в стране, что ставит под угрозу нормальную деятельность ТОАЗ.

И хотя строительство перевалочного комплекса в Тамани началось задолго до текущей нестабильной политической обстановки на Украине, а основными задачами были обеспечение независимости предприятия, сокращение логистического плеча и снижение себестоимости, запуск стал еще более актуальным.

"Ввод терминала в эксплуатацию поможет снизить политические риски, которые появились за последние годы, а также значительно укрепит позиции компании на мировом рынке",— говорят в российской компании.

Также за счет запуска комплекса в Тамани ТОАЗ сможет получить конкурентные преимущества за счет увеличения контроля над логистической цепочкой, что особенно важно на фоне активного ввода новых мощностей по производству аммиака и карбамида в различных странах.

Мощность терминала по перевалке в 2 млн тонн аммиака в год превышает существующую квоту ТОАЗ на перекачку по трубопроводу через Одессу, так что даже с учетом запланированного роста объемов производства терминал должен полностью покрыть потребность компании по перевалке. К тому же предприятие ожидает экономической выгоды от отказа от транзита. "Мы ожидаем, что разница в стоимости перевалки будет довольно существенной, поскольку помимо прочего не будет привязана к курсу иностранной валюты, к которой в настоящее время привязана ставка за транзит по территории Украины",— отмечают в ТОАЗ.

Это может привлечь и других производителей минудобрений. В компании поясняют, что уникальность порта станет поводом для интереса со стороны экспортеров, которые сейчас пользуются портами иностранных государств.

Заместитель директора аналитического департамента "Альпари" Наталья Мильчакова отмечает, что проект строительства порта в Тамани можно считать эффективным по двум причинам: во-первых, новый порт будет соответствовать прежде всего интересам государства и Краснодарского края, притом что власти возьмут на себя минимум затрат по проекту, а большую часть профинансирует частный инвестор. Во-вторых, новый порт в Тамани будет хорошо интегрирован с морскими портами Крыма, а вместе с построенным Крымским мостом через Керченский пролив образует структуру единого крымского транспортного коридора. По оценке эксперта, общая стоимость строительства терминала может составить $350-380 млн, исходя из стоимости аналогичных портов.

Эксперт признает, что терминал может вызвать интерес других производителей карбамида, так как из северных и северо-западных районов России этот вид удобрений экспортируется в основном через порты стран Балтии. Сейчас, когда у России появится свой морской терминал, не будет смысла платить за аренду портов другим странам, считает она, тем более что аналогов этому терминалу в России пока нет.

14 08 2018 РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2018 Г.

Результаты деятельности по итогам 6 месяцев 2018 г.

31 07 2018 ТОАЗ СТАЛ ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПАРТНЕРОМ КОНКУРСА «СНИМАЙ НАУКУ»

ТОАЗ в рамках социальных инициатив по популяризации науки стал генеральным партнером конкурса «Снимай науку».

18 07 2018 ТОАЗ ЗАПУСКАЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

ТОАЗ запускает образовательный проект для людей старшего возраста