АММИАКОПРОВОД ТОЛЬЯТТИ-ОДЕССА: 2,5 ТЫС. КМ БЕЗОПАСНОСТИ

В России транспортная инфраструктура ТЭК и нефтехимического комплекса включает в себя 67 тыс. км нефтепроводов и 13,8 тыс. км газопроводов. Еще 1396 км приходится на единственный в стране и пятый по счету в мире аммиакопровод Тольятти-Одесса. Его общая длина, с учетом украинского участка, составляет 2417 км. Именно аммиакопровод эксперты признают самым надежным с точки зрения безопасности.

Аммиакопровод Тольятти-Одесса был построен в конце 70-х годов специально для транспортировки основной продукции Тольяттинского азотного завода (сегодня ОАО «Тольяттиазот») на экспорт. Предприятие и трубопровод СССР помогали строить американцы. Трубы были сделаны по советскому заказу во Франции. Они имеют толщину 8 мм и диаметр 14 дюймов в отличие от 8-дюймовых американских трубопроводов. Кроме того, в местах повышенной опасности, а также в непосредственной близости от водоемов, был применен принцип «двойной трубы». На этих участках стенки и внутренней (основной), и внешней трубы, обеспечивающей дополнительную защиту от коррозии, могут выдерживать очень высокое давление. Толщина труб увеличивается до 13 мм, а между трубами содержится азот.

Для повышения безопасности участки аммиакопровода, расположенные под железнодорожным полотном и автомагистралями, укрыты специальным стальным покрытием. Коррозия исключена благодаря изоляционному покрытию и электрохимзащите. Даже изнутри трубопровод защищен: транспортируемый продукт представляет собой смесь аммиака и воды в соотношении 99,6%-0,4%. Этот небольшой процент воды препятствует окислению металла, из которого сделана труба.

О надежности аммиакопровода Тольятти-Одесса говорит тот факт, что на нем за 30 лет эксплуатации не было ни единой аварии. В отличие от США, где в 80-х годах прошлого столетия случилась крупная авария, в результате которой в почву вылилось 10 тыс. тонн аммиака. Она произошла из-за халатности персонала и чиновников. При строительстве аммиакопровода американцы пытались сэкономить место, поэтому проложили его в одной траншее с газопроводом. Спустя некоторое время потребовался ремонт газовой трубы. Давление в аммиакопроводе снизили, ремонтные работы на газопроводе провели, но экскаваторщик случайно зацепил ковшом трубу аммиакопровода. Образовалась царапина 400 мм длиной и 5 мм глубиной. Посчитав ее незначительной, ремонтники закопали участок. Подали аммиак, и труба лопнула как раз в этом месте.

Очевидцем последствий аварии на американском трубопроводе был Виктор Бурдачев, нынешний главный инженер ОАО «Трансаммиак» - компании, которая обслуживает российскую часть аммиакопровода Тольятти-Одесса. По словам Бурдачева, «там остался пятачок голой земли диаметром около 5 метров, за пределами которого густо росла зеленая трава, причем наиболее высокой и сочной она была именно вокруг места аварии». «Это говорит о том, что аммиак – прекрасное удобрение», - продолжает директор Приднепровского управления магистрального аммиакопровода УГП «Укрхимтрансаммиак», которое управляет украинским участком трубопровода, Николай Колесник. «Случай микроутечки был и у нас, - рассказывает он. – Обходчик обнаружил небольшое пятно на краю ячменного поля. Было заметно, что в прилегающей зоне ячмень пожелтел. Утечка возникла из-за заводского дефекта трубы. Мы нашли микропору, выполнили ремонт, провели рекультивационные работы. А вскоре после этого прошел дождь, и после дождя на этом поле ячмень стал расти гораздо лучше – отличался от других полей и сочностью, и высотой, и насыщенным цветом».

Аммиакопровод Тольятти-Одесса проложен на глубине 1,4 м. Для сравнения: нефтяники зачастую ограничиваются 80 см. В местах, где трубопровод выходит на поверхность, расположены компенсаторы температур. Помимо этого, в отличие от американских стандартов, советские ГОСТы предписывали, чтобы в радиусе километра от трубы не было ни одного населенного пункта.

Российский аммиакопровод оснащен системой оповещения, которая автоматически включается в случае возникновения нештатных ситуаций. К 2010 году должна завершиться замена нынешней системы оповещения. На ее модернизацию ОАО «Трансаммиак» потратит минимум 3 млн долл.

Сегодня ОАО «Трансаммиак» тратит на поддержание аммиакопровода в надлежащем состоянии и его модернизацию десятки миллионов долларов. В компании не считают достаточными предусмотренные при проектировании и строительстве меры предосторожности. Контроль за каждым, даже небольшим участком аммиакопровода ведется постоянно. По всей трубе с шагом в 5 км расположены краны, которые автоматически перекрывают подачу аммиака в аварийных ситуациях. Работники ОАО «Трансаммиак» осуществляют регулярные обходы своих участков, проверяя трубопровод специальными акустическо-эмиссионными приборами. Это так называемый «фоновый» метод: из-за постоянного давления труба «фонит» с определенной частотой, и любое ее изменение свидетельствует о неполадках. Швы проверяются рентген-аппаратами. Вся информация собирается на главный пульт в едином контрольном центре в Тольятти, который круглосуточно следит за состоянием аммиакопровода.

Генеральный директор ОАО «Трансаммиак» Андрей Иванов говорит, что проверки состояния трубопровода, несмотря на то, что по плану они должны проводиться раз в 10 лет, «идут постоянно, как только заканчивается работа на одном участке, тут же она начинается на следующем». В компании работают 670 специалистов. Стаж большинства из них – около 10 лет. Контроль также осуществляет независимая экспертная организация, действующая по государственной лицензии. Глава ОАО «Трансаммиак» утверждает, что аммиакопровод Тольятти-Одесса - наиболее безопасный трубопровод в мире. Это сейчас, а всего лишь 13 лет назад уникальное сооружение находилось на пороге полного уничтожения. Приватизация виделась единственным способом сохранить аммиакопровод в сложной экономической ситуации. Трубопровод был приватизирован в 1995 году в строгом соответствии со специальным распоряжением правительства РФ. Время показало, что этот выход был верным.

29.12.2008ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» И ОАО «ТРАНСАММИАК» ВКЛЮЧЕНЫ В СПИСОК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

Правительство РФ опубликовало список 295 системообразующих предприятий российской экономики, которые в условиях мирового кризиса смогут рассчитывать на государственную поддержку в различной форме. «Главная задача работать с такими компаниями - поддержание их устойчивости, используя не только кредитн

03.12.2008ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ» СТАЛО ЛАУРЕАТОМ ПРЕМИИ «КОМПАНИЯ ГОДА 2008»

2 декабря в Москве состоялась церемония награждения победителей самой авторитетной национальной премии в области бизнеса «РБК Компания года 2008». Организатором премии является РИА «РосБизнесКонсалтинг». С 2002 года премия получила государственное признание и вручается под патронажем Министерства э

25.11.2008АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИОСТАНОВИЛ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АКЦИЯХ ОАО «ТОЛЬЯТТИАЗОТ»

21 ноября арбитражный суд Самарской области приостановил производство по делу о признании права собственности на 6,1% акций ОАО «Тольяттиазот». Истец по этому делу – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – добивался передачи 6,1% акций ОАО «Тольяттиазот» в государственную собств