Квест для начинающих химиков

Время проведения: 3 марта 2018 11:00

В творческом и нестандартном формате прошёл интеллектуальный марафон среди школьников старших классов в школе №41. Школа является одной из семи участников программы профориентации детей, проводимой предприятием ПАО «Тольяттазот». В этот раз организаторы приготовили для участников новые увлекательные испытания. Традиционным осталось одно – тема интеллектуального марафона, как всегда, была связана с химией. На этот раз школьники исследовали галогены.

Как отметил Олег Давыдов – директор школы №41, которая является основным организатором школьных марафонов по химии среди школ-партнеров ПАО «Тольяттиазорт», со временем использование одной и той же формы события становится неэффективным. Поэтому нынешний интеллектуальный марафон существенно отличался от предыдущих и состоял из трех частей, где ключевой стал химический квест: ребятам предстояло самим находить подсказки, которые помогут решить главное задание.

– Кроме того, благодаря интеллектуальным марафонам мы надеемся реализовать еще одну важную идею – по их итогам создать видеофильм по исследуемой теме и распространить его среди школ-партнеров в качестве учебного материала, – прокомментировал Олег Михайлович.

Участие в интеллектуальном марафоне приняли семь школ-партнеров Тольяттиазота (93, 35, 10, 94, 57, 39, 41), а восьмой стала команда студентов младших курсов тольяттинского химико-технологического техникума. Тему марафона «Галогены» уже по традиции предстояло раскрыть творчески и нестандартно. Ребята подошли к вопросу со всей серьезностью и действительно оживили свои выступления. Например, команда школы №94 показала мини-спектакль, главным героем которого стал аргон, гимназия №35 увлеченно рассказывала об уникальности фтора и его соединений, а 41-я школа рассказала об использовании ядовитых веществ во время войны, не забыв сопроводить текст театрализованным представлением. Лицей №57 представил видеоролик и рассказал о хронологии открытия галогенов и их важнейших соединений, иллюстрации к которому создали собственноручно. Увлекательный видеоролик на тему «Галогенсодержащие кислоты и их соли» представила и школа №10.

В перерывах между основными этапами марафона ребята посещали станции «Иностранная» и «Психологическая» Пока на «Психологической» с одними школьниками работал профессиональный психолог, помогая им расслабиться, снять напряжение, в игровой форме пообщаться и настроиться на прохождение следующих заданий, другие в это время выполняли творческое задание на «Иностранной». Конечно, оно также касалось галогенов.

Вторая часть интеллектуального марафона оказалась интерактивной. Команды подготовили по два вопроса, на которые необходимо было дать ответ за минуту. И снова школьники удивили своим основательным подходом. «Какой газ описан в отрывке произведения Ремарка «На западном фронте без перемен?» (хлор, фосген), «Какое из известных отравляющих веществ, получивших название в 1916 году, было переименовано в 1917-м?» (иприт), – это далеко не весь перечень вопросов, которые задавали команды друг другу. Участие во второй части марафона приняли и бывшие выпускники 41-й школы, а ныне студенты крупнейших вузов страны.  Видео-вопросы прозвучали от представителей Российского государственного университета нефти и газа, Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова и Новосибирского медицинского института.

Третью часть интеллектуального марафона школьники ждали с большим интересом – в течение полутора часов им предстояло стать участниками настоящего химического квеста! Сначала школьникам и студентам предстояло выполнить эксперимент, в результате которого получить определенную формулу веществ и расшифровать схему. Затем на основании этой схемы написать уравнение реакции и в конечно итоге разгадать слово во фразе великого ученого: «Интересно наблюдать, как из … гипотезы вырастает дерево знаний». Глядя на то, с каким энтузиазмом ребята взялись за дело и приступили к опытам по поиску веществ, сомнений не оставалось – тема «галогены» прочно закреплена и наверняка не вызовет трудностей при решении экзаменационных и олимпиадных заданий. Конечно, всем хотелось знать ответ на главный вопрос – какое слово зашифровано и что находится в небольшом черном ящике. Ключи найдены, химические подсказки собраны воедино, а правильный ответ – желудь!

Победителей интеллектуальной игры определяли в командном зачете. Подарки от Тольяттиазота ребятам вручала преподаватель Центра подготовки и повышения квалификации кадров Евгения Гунченко, которая отметила, что интеллектуальный марафон активно пополняет знания –  ребята закрепили тему галогенов, которая является не основной в школьной программе, но включена во многие олимпиадные задания. По итогам марафона третье место занял лицей №35, второе – лицей №57, первыми стали ребята из 41-й школы. Всем вручили дипломы победителей и подарки от Тольяттиазота.