По траектории успеха

Время проведения: 18 октября 2017 11:00

 

Реальные возможности выбора собственной траектории образовательного и профессионального развития существуют у молодых жителей города уже сегодня. Об этих и других вопросах шла речь на круглом столе, посвящённом результатам профориентационной работы ТоАЗа в 2016-2017 году, а также планам в этом направлении на будущий год. Инициатором встречи выступило управление по персоналу предприятия, а участниками – директора школ-партнёров, представители Тольяттинского государственного университета и химико-технологического колледжа.

 

Строим будущее компании

Во вступительном слове заместитель генерального директора – директор по управлению персоналом Татьяна Ефремова отметила, что профориентация – важная часть работы предприятия. Ее цель – привлечение молодых специалистов на ключевые профессии, подготовка «внешнего» кадрового резерва, повышение качества подготовки в учебных заведениях. Стоит признать, что проблемными остаются вопросы возраста персонала на основных должностях, качество подготовки специалистов в вузах и ссузах, а также последствия «демографической ямы» 90-х годов. Поэтому начинать работу над профессиональным ориентированием детей необходимо со школьной скамьи.

– Тольяттиазот входит в методологический совет при Российском союзе промышленников и предпринимателей. В его составе мы участвуем в разработке профессиональных стандартов, позволяющих определиться с требованиями, предъявляемыми к квалификации будущих специалистов, а также рассматриваем содержание программного обучения, которое коснется студентов техникумов и колледжей. Раз в месяц, на площадке, созданной методологическим советом  встречаемся с другими химическими компаниями, чтобы разработать план дальнейшей работы. Тема важная – необходимо правильно оценивать сотрудника, поэтому мы хотим выстроить профориентационное направление не только через вас, представителей школ, ссузов и вузов, но и провести более масштабную работу, привлечь химические предприятия г.о. Тольятти, чтобы, взаимодействуя, идти к общему результату, – сказала Татьяна Викторовна.

Татьяна Ефремова остановилась на ключевых этапах работы программы, включающей  три уровня – школу, ссуз или вуз и предприятие. В частности, в школах в 2016-2017 учебном году состоялись 15 презентационных встреч со школьниками и родителями. Представители Тольяттиазота рассказывали о предприятии, производстве, развитии компании и социальных гарантиях. Встречи имели положительный эффект и способствовали более детальному знакомству учеников с предприятием – об этом говорил директор школы №41 Олег Давыдов. Он также выступил с инициативой провести в этом году анкетирование среди школьников, чтобы выяснить их интерес и уровень мотивации к получению профессии химика.

 

Как рассказывать о химии

Впечатлениями по поводу встречи школьников с сотрудниками ТоАЗа поделилась и Елена Жилкина – директор школы №10, расположенной в Центральном районе. Она отметила необходимость учитывать территориальное расположение школ – ученики Комсомольского района, где проживает большинство сотрудников Тольяттиазота, лучше осведомлены о предприятии, чем школьники Автозаводского и Центрального районов. Например, ситуацию в аудитории 10-й школы изменило выступление родителя, который является сотрудником Тольяттиазота – его рассказ о компании значительно повысил интерес аудитории, у которой появилось много уточняющих вопросов.

– Возможно, формат общения с родителями, большинство из которых не связаны с химией, стоит сделать менее насыщенным химическими терминами. Что касается детей, они всегда живо интересуются встречами с представителями той или иной профессии, – выразила пожелание Елена Жилкина.    

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №93 Марина Гнетковская, рассказывая об участии ТоАЗа в школьной экологической конференции, отметила удачную идею – организацию выставки из заводского музея.

– Это было очень интересно и полезно для ребят всех возрастов – доступ к экспозиции имели все желающие. Школьники своими глазами увидели часть истории предприятия и остались под большим впечатлением. Идея полностью себя оправдала, поэтому предлагаем и дальше искать новые, нетрадиционные подходы, чтобы вовлечь ребят. Например, привлекать к общению студентов, которые принимают участие в программе профориентации, а также родителей наших учеников, которые являются сотрудниками предприятия.

Татьяна Ефремова прокомментировала это выступление, рассказав, что в рамках профориентационной на уроках будут выступать представители Совета молодежи – они расскажут об особенностях своих профессий и ответят на вопросы школьников.

– Мы представляем открытую и понятную ученикам информацию, учитывая возрастные особенности, – важно, чтобы они поняли, кто такой аппаратчик, оператор ДПУ или слесарь КИПиА. Постараемся учесть и ваши пожелания по поводу профориентирования родителей, – сказала Татьяна Викторовна.   

В ходе обсуждения формата и тем предстоящих встреч со школьниками прозвучали предложения начинать профориентационную работу с более ранним возрастом – 12 лет, а также сделать упор на развенчание мифа о том, что химия – отрасль, потенциально небезопасная для здоровья.

– Тольяттиазот – удачное предприятие с точки зрения показателя уверенности в том, что работники находятся в относительно благоприятной среде. Необходимо доносить до школьников простую мысль: аммиак и карбамид не только выпускаются предприятиями, но и вырабатываются в организме. То есть опасно не химическое вещество, а его концентрация, это важно учитывать. Тем не менее, школьникам будет полезна статистика компании в этом вопросе, – вступил в диалог директор института химии и инженерной экологии ТГУ Павел Мельников.

Татьяна Ефремова прокомментировала это замечание, особо подчеркнув, что за последние 15 лет на предприятии не выявлено ни одного профзаболевания благодаря серьезной программе поддержки и профилактики здоровья сотрудников.

– Мы начинаем работу с молодыми людьми с 9-11 классов потому, что дети к этому моменту начинают осознанно мыслить и смотреть в будущее под разными углами. В рамках программы мы не хотим ограничиваться только химией, обязательным предметом ЕГЭ является также математика, а у нас катастрофически не хватает IT-специалистов – ситуация сложнее, чем с химиками.

 

В будущем году – профильные классы

В рамках программы профориентации ТоАЗ выступил также организатором конкурса научно-исследовательских работ школьников 10-11 классов. Темы, которые предложили разработать ребятам, касались химической промышленности и, в первую очередь, были интересны нашему предприятию. Конкурс, к сожалению, пока не получил широкого масштаба – заложенная на него сумма была реализована на 30%, низкую активность проявили в этом вопросе школы. Зато интеллектуальные марафоны по химии, которые проводились на базе школы №41, пользовались огромной популярностью у школьников – проект однозначно решили углублять и развивать.

Еще одним обсуждаемым на круглом столе вопросом стало привлечение магистрантов ТГУ к промежуточному научно-практическому конкурсу, а также возможности участия студентов колледжей в конкурсах профмастерства на Тольяттиазоте.

Среди профориентационных мероприятий 2016-2017 годов – конкурс «Лучший учитель химии» по версии Тольяттиазота. Участники круглого стола предложили объединить его с городским конкурсом на лучшего учителя и расширить направление – проводить конкурс среди педагогов информатики и IT-технологий. Также в рамках программы были организованы практики более чем для 120 студентов, экскурсии для студентов самарского вуза и учителей школ – участников программы. Татьяна Ефремова отметила, что экскурсии продолжатся, договоренность с администрацией предприятия достигнута. Прозвучала на круглом столе и тема мотивации учителей химии – предприятие готово поддерживать педагогов, которые плотно работают с программой, хотя ключевые объекты направления – школьник и студент. Вопрос мотивации педагогов по химии будет рассмотрен в отношении школы №41 – активного участника программы.

Среди ключевых результатов направления по итогам 2016-2017 годов –  повышение потока абитуриентов на химические специальности в ТГУ, заключение девяти договоров взаимодействия со студентами профильных специальностей, еще шесть – на стадии заключения. Кроме того, значительно увеличилось  количество школьников в программе и в соответствии с потребностями предприятия скорректирован учебный план ТГУ по специальностям «Химия и химическая технология». В рамках сотрудничества со школами-партнерами ПАО «Тольяттиазот» осуществляет благотворительную помощь. В частности, был сделан ремонт и закуплено необходимое оборудование для кабинетов химии школ №41, 35 и лаборатории института химии и инженерной экологии ТГУ.

В числе планируемых мероприятий в рамках программы профориентации  встречи сотрудников со школьниками и студентами, предметные межшкольные олимпиады по химии, интеллектуальные марафоны, участие ТоАЗа в городском конкурсе «Шаг в будущее» и конкурсе исследовательских проектов обучающихся образовательных организаций «Взлет», где  ТоАЗ выступит генеральным партнером секции «Химия». Еще один важный проект программы – организация в школах-партнерах двух профильных классов по 20-25 человек в каждом, целевыми предметами в них станут химия, физика и математика.

– Школьников будут учить по усиленной программе, согласованной с министерством образования. Ключевые знания станут давать учителя, по необходимости будут привлекать и преподавателей вузов. Школьники получат темы проектов, интересных предприятию, которые должны будут разрабатывать в течение двух лет. Нам нужны гарантии того, что ученик получит качественные знания прежде, чем начнет движение в профессии. Нам необходимо потенциальное согласие педагогов, поскольку это дополнительная нагрузка и необходимо рассчитать затраты. Планы амбициозные, и впереди у нас много работы, которую необходимо проделать максимально эффективно, – отметила Татьяна Ефремова.  

 

Комментарии

Татьяна Ефремова, заместитель генерального директора – директор по управлению персоналом:

– На круглом столе мы поделились результатами совместной работы, высказали замечания и пожелания,  выработали дальнейший план действий, в итоге получится хороший рабочий план на следующий год. Мы рассказали об идее создания инженерных классов, которые позволят, начиная с десятого класса, готовить специалистов, направлять их в профильные вузы. Думаю, многие школы заинтересовались этим проектом. Он важен не только для Тольяттиазота, а имеет социальную значимость – мы с радостью готовы привлекать к участию в профориентационной работе другие предприятия отрасли, не обязательно химиков, а те, в которых есть ключевые для нас профессии, например, слесарь КИПиА, находящаяся в зоне риска. Объединяться надо, никто не проиграет, если идеи бизнес-сообщества будет поддерживать город, это позволит молодым специалистами не уезжать в поисках рабочих мест, а оставаться в родном городе и строить успешную карьеру.

Олег Давыдов, директор школы №41:

– Подобные круглые столы необходимо проводить хотя бы раз в квартал для того, чтобы обсуждать итоги мероприятий и нарабатывать дополнительные варианты и решения. ТоАЗ предлагает, безусловно, интересную концепцию профильных классов, к которой будем рады подключиться. Ученики тематических классов, действующих сегодня, показывают высокие результаты, проблема в том, что, окончив вуз, ребята уезжают в другие города, и создание профильных классов – хорошая мотивация для молодёжи, чтобы остаться в Тольятти.

Павел Мельников, директор института химии и инженерной экологии ТГУ:

– ТоАЗ затронул важный вопрос о том, чтобы талантливая молодежь училась при поддержке предприятия и оставалась в городе, понимая, что есть хорошие места для трудоустройства – отдельное спасибо за это. Химия – сложное направление, в последние годы темпы развития отрасли и количество поступающих абитуриентов химических направлений не сопоставимы. Начиная с 2014 года, у нас увеличилось количество бюджетных мест, соответственно, поступающих становится больше, но пока нам приходится догонять – понимание, насколько это масштабное, перспективное и нужное направление, приходит постепенно.