Юные ученые интеллектуального центра
Кто сказал, что заниматься наукой – это скучно и для… ботаников? Увлечённые точными дисциплинами тольяттинские умники и умницы на своем примере доказывают и показывают совершенно обратное.
Как выявлять дефекты в металле, чем вывести пятно от… одуванчиков? Сколько на самом деле витамина С в магазинном соке? Обо всем этом и многом другом мы узнали на городской научно-практической конференции для школьников.
Дни науки проходили в гуманитарном центре интеллектуального развития, что в Комсомольском районе. Здесь работала секция «Физика и химия» двадцатой юбилейной конференции «Первые шаги в науку».
Участники из шести образовательных учреждений выступили докладчиками. Самым юным оказался пятиклассник Игорь Вологжанин, он рассказал о свойствах воды. А чтобы не быть голословным, провел больше восьми экспериментов с водой и включил все данные в свой проект. Это я к тому, насколько серьёзно юные исследователи отнеслись к работам.
Например, шестиклассник Егор Золотарь из 39-й гимназии представил разработку модели гидравлической системы. Юный физик и экспериментатор очень скрупулезно все объяснял, показывал. Разработку принес с собой и посвятил нас всех в мир физики, механизмов, прессов, закона Паскаля.
Мы спросили у Егора, долго ли делал модель тормозной системы, он, махнув рукой, ответил:
– Два вечера, но мне папа помогал.
Ребята подготовили научно-исследовательские проекты и представляли их на суд компетентного жюри. Самые лучшие работы допустили на очный этап. Здесь ученики защищали проекты, делились друг с другом своими находками и открытиями.
– Чтобы экспертный совет был более непредвзятым и квалифицированным, мы приглашаем не только школьных педагогов, но и представителей ссузов, вузов, специалистов предприятий, бизнеса. Данная коллаборация в составе жюри позволяет взглянуть на проекты с разных сторон. Они на практике понимают, насколько реально воплотить их в жизнь, насколько это нужно городу и всем нам.
Порадовало, что большинство представленных работ могут найти свое применение в быту, учебе, автомобилестроении и, конечно, в химической промышленности, – отметила методист центра Милена Верижникова. – Приятно, что «Тольяттиазот» принимает участие в научной конференции и помогает нам. Лаборатория, в которой сейчас с вами беседуем, появилась благодаря «Химии добра». Интеллектуальный центр несколько лет назад выиграл грант в конкурсе, тем самым у нас получилось улучшить, доукомплектовать химлабораторию для юных ученых. И ученики, у которых не было возможности проводить химические эксперименты в школе, практиковались здесь…
Свои опыты ставил в ней семиклассник Максим Гриценко. Очень замотивированный парень, дотошный, внимательный к деталям, серьезно подошел к экспериментам с пятновыводителями. Его выбор пал на… одуванчики. Чем же вывести пятна от цветков с футболки?
Он использовал соль с перекисью водорода и кипячёной водой, пробовал лимонной кислотой, содой. И даже провел онлайн-опрос среди родителей одноклассников. По мнению взрослых, одуванчики можно попытаться вывести стиральным порошком, хозяйственным мылом или смесью нашатырного спирта с перекисью.
Узнали мы много интересного про магазинные соки. Девятиклассницы Ильвина Рузиева и Екатерина Евтушенко с точки зрения науки попытались ответить на вопрос: сколько же витамина С в пакетированных яблочных соках?
Они выбрали шесть известных марок и углубились в эксперименты. С помощью крахмала, раствора йода выясняли: так какой сок самый полезный? По их словам, витамин присутствует практически везде, но так как при изготовлении сока используют сахар, он – источник большого количества углеводов. Помните об этом.
В удивительный мир химии нас погрузила и девятиклассница Настя Баланова со своим проектом о том, как обнаружить трещины в металле. Исходя из детального рассказа и проводимых опытов, мы все узнали. И теперь знаете вы: лучшим способом для выявления микроповреждений на поверхности металла является капиллярный метод контроля.
– А индигокармин не подходит для выявления трещин, – серьезно заметила докладчик.
А я напомню вам – это девятиклассница из обычной общеобразовательной школы №59 двигает науку.
Все собравшиеся здесь школьники заслуживают отдельного внимания и искреннего восхищения. Все они получили дипломы и сертификаты, а пятерка лучших – памятные подарки от «Тольяттиазота». Экспертный совет отметил работы Софии Мигуновой, Анастасии Балановой, Егора Золотарь и Максима Гриценко.
Наталья Иванова, начальник лаборатории «Тольяттиазота»:
– Участие школьников в такого рода проектах очень важно. Это развивает в них личностные качества и инициативу в экспериментальной деятельности. Потому что они с такого раннего возраста изучают предмет, выходя за рамки школьной программы. Получают новые знания и стремятся к новым вершинам в образовании.
«Тольяттиазот» часто принимает участие в таких проектах. Для нас важно поддерживать детей в изучении науки, ведь это дает возможность определиться им в том числе и с будущим местом работы.
«Тольяттиазот» подписал новое соглашение с одним из ведущих самарских вузов.
«Тольяттиазот» помог первоклашкам подготовиться к 1 сентября. А традиции поздравлять учеников с Днем знаний уже более двадцати лет.
Сотрудники «Тольяттиазота» приняли участие в масштабном легкоатлетическом забеге.