От школьной парты к станку

Зачисление в эти классы происходит после подачи заявления вместе с результатами ОГЭ и портфолио, а также собеседования с учителями и представителями компании. Сотрудники ТОАЗа постоянно встречаются со школьниками и рассказывают им о профессиях, востребованных на предприятии — вкупе с экскурсиями на промплощадку это позволяет сформировать у них представление о профессиональной области в целом и понять, хотят ли они в будущем связать свою карьеру с этой отраслью.

Как в России работает новый подход к подготовке профессиональных кадров

В российском среднем и высшем образовании давно существует серьезная проблема с профориентацией: вчерашние школьники поступают в любые вузы и на любые специальности, лишь бы хватило баллов ЕГЭ, а потом либо заканчивают их и в тот же день навсегда забывают о своей специальности, либо и вовсе бросают учебу на полпути и сразу идут работать, благо во многих компаниях уже привыкли закрывать глаза на отсутствие диплома о высшем образовании и оценивают соискателей по их навыкам, а не по наличию "бумажки".

Такая практика очень негативно сказывается на ситуации с профессиональными кадрами в тех сферах, где они действительно нужны и где невозможно работать без специального образования. Выходит так, что многие крупнейшие российские промышленные предприятия вроде бы и рады нанимать молодых профессионалов и платить им достойную зарплату, но даже зная, сколько человек и в каких университетах учатся на необходимых специальностях, рассчитывать на то, что все они по окончании вуза вообще захотят работать в этой области, не приходится.

Чтобы решить проблему дефицита кадров, предприятия вынуждены сами заниматься профориентацией своих будущих сотрудников, и некоторые из них начинают готовить для себя будущих специалистов, пока те еще сидят на школьной скамье.

Своя школа

Один из ярких примеров — химическое предприятие "Тольяттиазот" (ТОАЗ), запустившее в 2019 году программу создания инженерно-технических классов на базе школы № 41 и гимназии № 35, где школьники на более глубоком уровне изучают химию, физику и математику либо физику, математику и информатику — в зависимости от направления. Зачисление в эти классы происходит после подачи заявления вместе с результатами ОГЭ и портфолио, а также собеседования с учителями и представителями компании.

Сотрудники ТОАЗа постоянно встречаются со школьниками и рассказывают им о профессиях, востребованных на предприятии — вкупе с экскурсиями на промплощадку это позволяет сформировать у них представление о профессиональной области в целом и понять, хотят ли они в будущем связать свою карьеру с этой отраслью.

Результаты образовательной программы уже хорошо видны: за прошлый учебный год в 41-й школе два старшеклассника сдали ЕГЭ по химии на 100 баллов, 28 учеников заняли призовые места в научных конкурсах окружного, регионального, всероссийского и международного масштаба.

Свой вуз

На уровне высшего образования ТОАЗ активно сотрудничает с Тольяттинским госуниверситетом (ТГУ). В беседе с "Экспертом" директор Института химии и энергетики ТГУ Павел Мельников рассказал, что с 2015 года в опорном Тольяттинском государственном университете совместно с ТОАЗом реализуется программа "Профориентация". В ее рамках со студентами заключаются договоры, и, если они успешно сдают сессии, ТОАЗ платит им стипендию от 20 до 30 тыс. рублей. А окончив университет, эти выпускники должны отработать на предприятии три года.

"За время сотрудничества с предприятием было сделано многое для улучшения учебного процесса, в том числе для оснащения университета необходимым оборудованием. В 2016 году на средства “Тольяттиазота” была запущена корпоративная лаборатория “Процессы и аппараты химических производств”, — рассказывает Павел Мельников. — Ежегодно предприятие выделяет средства на дооснащение лабораторий Института химии и энергетики. В 2019 году ТГУ получил от завода 35 высокоточных приборов, последняя партия оборудования — восемь единиц — поступила в ТГУ в сентябре 2020 года".

В 2020 году, несмотря на пандемию и "удаленку" ТОАЗ продолжил реализацию программы "Профориентация". В ТГУ состоялся запуск научно-исследовательской работы школьников по темам ТОАЗа, совместно с департаментом образования администрации Тольятти ТГУ организовал для школьников встречи с профессионалами-химиками и их уроки в рамках проекта профессионального самоопределения "7 шагов к профессии", совместно со школой № 41 прошел интеллектуальный конкурс "Марафон по химии".

Еще один шаг навстречу работодателю ТГУ сделал, внедрив в 2017 году в учебный процесс сквозную проектную деятельность. Новые профессиональные и личные компетенции студенты получают через участие в решении проектных кейсов, которые зачастую являются реальными задачами конкретных предприятий, в том числе ТОАЗа. За последние три года более 270 студентов прошли на заводе практику.

Заместитель генерального директора — директор по управлению персоналом АО "Корпорация “Тольяттиазот" Сергей Гулькин считает, что работа на перспективу окупится: "На предприятиях химической отрасли процесс обновления персонала идет довольно медленно, средний стаж работы на ТОАЗе — порядка одиннадцати лет. Сейчас остро стоит вопрос сбалансированной замены сотрудников старшего возраста, выходящих на пенсию, передачи их опыта и знаний молодым специалистам. Мы ожидаем первой отдачи от инженерно-технических классов через пять-шесть лет, когда их выпускники, окончив школу и выбранный вуз, придут на “Тольяттиазот” хорошо подготовленными специалистами".

Цифровое развитие

Постепенно российские вузы все более активно идут навстречу коммерческим компаниям, готовя для них специализированные кадры и разрабатывая совместные образовательные программы. Такую работу, к примеру, уже давно проводят в ВШЭ.

"НИУ ВШЭ активно сотрудничает с бизнесом, в первую очередь цифровым, бизнесом в области информационных технологий. Довольно давно, в первой половине 2000-х, университет сделал ставку на развитие технических специальностей именно в области цифровых технологий, и сейчас является одним из лидеров как в исследованиях, так и в подготовке кадров для этой отрасли", — рассказал "Эксперту" вице-президент университета Игорь Агамирзян.

Фактически сейчас можно говорить о формировании в НИУ ВШЭ трех технических центров компетенций — в области машинного обучения и искусственного интеллекта (ФКН НИУ ВШЭ), в области интернета вещей и киберфизических систем (МИЭМ НИУ ВШЭ) и в области бизнес-информатики, то есть применения цифровых решений в управлении предприятием (ВШБ НИУ ВШЭ).

По всем этим направлениям развитие в НИУ ВШЭ идет в тесной кооперации с бизнесом — с "Яндексом", Сбером, 1С и многими другими компаниями. Это сотрудничество осуществляется как в форме привлечения представителей компаний к преподавательской деятельности, в частности через механизм базовых кафедр, так и в форме стажировок и практик студентов на базе цифрового бизнеса.

Многие студенты уже со второго-третьего курса бакалавриата участвуют в реальных бизнес-проектах компаний и после выпуска приходят туда работать. Важным моментом в вузе считают внедрение проектного подхода к обучению студентов бакалавриата, при котором участие студента в коллективном и практико-ориентированном проекте становится обязательным условием прохождения им образовательного курса.

Другая форма сотрудничества с бизнесом — привлечение работодателей к формулировке требований к образовательным программам. Например, в 2020 году развитие программы бакалавриата по бизнес-информатике осуществлялось под контролем и руководством экспертного совета из представителей бизнеса, а во вновь образованном академическом совете этой программы большая часть членов совета — представители технологических компаний: Huawei, 1С, SAP, IBM, SAS, ЛАНИТ и других.

Целевой набор

В столице к будущей профориентации школьников подходят комплексно на общегородском уровне — в частности, в Москве есть целая программа предпрофессионального образования "Инженерный класс в московской школе". Елена Рыбальченко, директор Инженерно-технической школы им. дважды Героя Советского Союза П. Р. Поповича, участвующей в этом проекте, рассказала "Эксперту", что у ее школы заключены договоры о сотрудничестве с Московским физико-техническим институтом (МФТИ) и ПАО "МАК “Вымпел”". В рамках этого партнерства для учеников 10–11-го классов организуют занятия по профильным предметам с преподавателями вуза, в том числе в лабораториях МФТИ. А научные сотрудники "Вымпела" проводят профориентационные беседы со старшеклассниками, лекции по вопросам развития науки и техники.

"Все это способствует получению ребятами знаний о профессии инженера, мотивации к изучению таких предметов, как математика, физика, информатика, — рассказывает Елена Рыбальченко. — Кроме того, у нас запланировано провести в апреле физико-математическую олимпиаду для учеников 11-го класса нашей школы при участии МФТИ и МАК “Вымпел”".

В школе периодически проводятся встречи родителей и учеников с представителями предприятий. Например, в конце января этого года представители МАК "Вымпел", НПО "Алмаз", АО РТИ в ходе такой онлайн-встречи рассказали будущим выпускникам о возможностях целевого набора в технические вузы, по окончании которых ребята смогут сразу же стать сотрудниками этих предприятий.

"Уже со второго курса университета студенты начинают проходить практику на этих предприятиях в рамках целевого набора, а начиная с четвертого или пятого курса — работать, продолжая обучение, в том числе в магистратуре, — объясняет директор школы. — Эти предприятия создают все условия для успешного обучения в вузе, платят стипендию успешным ученикам (именно от предприятия), помогают в профессиональном развитии и становлении нашим будущим инженерам".

Такой возможностью уже воспользовались несколько выпускников школы: шесть человек в сейчас обучаются по программам целевого набора, двое из них уже работают на упомянутых предприятиях. Остальные сейчас учатся в вузе и постепенно подключаются к прохождению практики.

Схожая система есть и в Московском государственном образовательном комплексе (МГОК). В сентябре там сформировали специальную целевую группу студентов по запросу фармацевтической компании "Р-Фарм". И скорее всего, эта практика сохранится, ведь потребности отрасли в специалистах среднего звена в одном только технополисе "Москва" в ближайшие пять лет составляет порядка полутора-двух тысяч человек.

"На данный момент остро ощущается дефицит работников среднего звена в области промышленной фармацевтики. Большинство представителей этой сферы — выпускники вузов, а требуются не только фармацевты, но и специалисты по эксплуатации технологического оборудования, разработке технологических процессов, — объясняет директор технополиса Геннадий Дегтев. — В связи с этим возникает необходимость подготовки и стажировки высококвалифицированных кадров под конкретный запрос работодателя".

https://expert.ru/expert/2021/08/ot-shkolnoj-parti-k-stanku/

03.08.2021Высокий суд Ирландии рассмотрит по существу иск мажоритарных акционеров ПАО «ТОАЗ»

В адрес ПАО «ТОАЗ» поступило уведомление адвокатов мажоритарных акционеров Общества о решениях, принятых в рамках судебных разбирательств, которые ведутся в Высоком Суде (High Court) Ирландии. Публикуем данное уведомление с целью информирования общественности.

29.06.2021Сотни идей и миллионы экономии: ТОАЗ подсчитал эффект от предложений рационализаторов

На "Тольяттиазоте" подвели трехлетние итоги собственной специально разработанной мотивационной программы для сотрудников. Многомиллионный эффект для производства, почти пятьсот рационализаторских предложений, сотни тысяч рублей дополнительного дохода, которые смогли получить члены коллектива компании - авторы лучших идей по развитию и совершенствованию одного из градообразующих предприятий Тольятти.

25.06.2021Благодаря грантовому проекту ТОАЗа «Химия добра» удалось провести театральный фестиваль «Премьера одной репетиции»

Фестиваль был задуман тольяттинским коллективом как творческая лаборатория в целях исследования вопроса: что же такое детский спектакль?