Счастливая химия Виктора Казачкова

Виктор Казачков, заместитель генерального директора, директор по операционной деятельности  ЗАО Корпорация «Тольяттиазот»

О доверии в большой химии

Важно,  чтобы люди могли работать самостоятельно и чтобы  я им доверял. Доверие - это самое основное при работе в большой химии.  Ты доверяешь другому человеку жизнь. А потому случайных людей у нас нет.

О горячей десятке главы

Считаю этот проект в журнале одним из самых актуальных. Любой житель города может задать вопрос главе города и получить публичный ответ. Это дисциплинирует чиновников, и сближает их с рядовыми тольяттинцами.

О реконструкции «ливневки» в центральном районе

Ликвидировать искусственную Венецию в Старом городе – это дело профессиональной чести. И то, что удалось команде ПО КХ, заслуживает уважения. Уверен, что сделанная работа – это только начало. Так держать! 

Счастливая химия  Виктора Казачкова

Когда-то давно, в школе, Виктор Казачков влюбился в химию. На этом уроке можно было путем занимательных опытов превратить обычную медную монетку в «золотую». Мальчишке было интересно  рассматривать сходство разных химических процессов с процессами, которые происходят в живом организме. Тогда он еще не представлял себе, что большая химия станет его судьбой.

Сегодня Виктор  Александрович Казачков - заместитель генерального директора,  директор по операционной деятельности ЗАО Корпорация «Тольяттиазот», и за его плечами 37 лет работы на одном, ставшем родным, предприятии.

На всю жизнь

-Виктор Александрович, вам повезло  выбрать профессию на всю жизнь.

-Наверное, ни один молодой человек в начале своей жизни не представляет, чем он будет заниматься вообще. У меня было точно так же. Вначале это было обычное увлечение химией и биологией. Участвовал в олимпиадах разного уровня. А сразу после школы  поступил в химико-технологический институт в городе Казань, где я отдыхал летом у родственников. Они были химиками по образованию. Однажды они пригласили меня на свое химическое предприятие, чтобы я смог увидеть его изнутри. В тот период –  1974 год – как раз  шло мощное  развитие химической  промышленности. В частности, крупнотоннажной промышленности по производству удобрений: аммиака, карбамида, селитры. Я  уже тогда понимал, что нужно заниматься профессией,  которая будет востребована в дальнейшем. Что очень важно, чтобы ты получал удовольствие от работы, а дальше, естественно, эта работа давала бы достойную заработную плату, какие-то  бытовые привилегии, жилье. Достаточно успешно закончил институт имени Кирова. Это был один из лучших институтов в Советском Союзе. Потом получил  распределение. Я был одним из первых выпускников на курсе, и у меня  была возможность выбирать. Я к тому времени уже был человеком семейным, ждал рождения ребенка,  и меня очень интересовала возможность получения малосемейного жилья. Распределение в  Тольятти такую возможность давало.

-Это был…

-1981 год. Молодой специалист, готовый работать развивать химию, получил распределение  в КуйбышевАзот.  Но в то время как раз был запущен процесс разъединения КуйбышевАзота и нового предприятия - Тольяттиазот. На Куазе  сказали: «Есть новый завод, есть  возможности роста. Может быть вы туда съездите?».  Сел на автобус № 51, доехал, зашел в кадры. И услышал: «Да,  нам нужны специалисты. Но, к сожалению,  свободных вакансий начальников смен пока нет. На должность оператора согласны?». Я был согласен, потому что  не был в то время готов работать руководителем даже самого  небольшого коллектива. Профессиональных навыков  нет, есть общее понимание процессов, оборудования, того, что давали в советских вузах. Кстати, давали достаточно хорошо. Мы проходили практику на заводах в Казани,  в Питере. Делали серьезные курсовые и дипломные  работы. Ну конечно в то время у нас не было никаких  электронных помощников. Делали расчеты на логарифмических линейках. Калькуляторы  были роскошью. Чертили на кульманах. Учились мы по-честному, правильно. Поэтому знания у выпускников были добротными.

Командная работа

В тот день в отделе кадров я  попросил: «Можно мне посмотреть агрегат прежде, чем принять окончательное решение?». Подвернулся попутчик, привел меня на агрегат аммиака №3. Я  зашел на центральный пункт управления и меня просто охватила  паника. Это был какой - то пульт управления космическими кораблями. Множество приборов, срабатывание звуковой и световой сигнализации, сосредоточенные люди за пультами. «Только оператором!», - решил я и  с удовольствием  подписал документы.

-Начать не с инженерной, а с рабочей должности – это желание пройти не только профессиональную, но и человеческую школу коллектива?

- Да. Я вживую увидел, что работа на таких комплексах - это командная работа, потому что любой сбой в работе одного из двенадцати человек  приводит к каким –то серьезным  последствиям. В лучшем случае это остановка агрегата, в худшем – это какая –то авария. Я понимал, что в профессии нужно освоить все ее нюансы.

На каждом агрегате- четыре рабочих места, четыре отделения. И  я в течение полутора лет прошел стажировку, освоил все эти четыре рабочих места. И только после этого принял предложение возглавить смену. К тому времени я уже  понимал, что  могу управлять этой махиной, могу работать с людьми,  нести ответственность за каждого из них  и за то оборудование, за тот бизнес, которые мне доверяют.

-Сколько лет прошло от оператора до назначения главным инженером, Виктор Александрович?

-Я пришел на завод  15 апреля 1981 года. В 2001-ом году мне предложили занять должность главного инженера Тольяттиазот. За это время я прошел  полный цикл всех технологических цехов, которые были на предприятии.  Отработал оператором, начальником смены, технологом…Работал начальником цеха водоподготовки.  Это очень серьезный цех, который определяет работоспособность всего предприятияв целом.  Вода для агрегатов аммиака - это все равно что кровь для человека. А в то время как раз была проблема с качеством воды. Мне дали возможность еще раз проявить себя как руководителя, развязать этот сложный узел. Узел был развязан. Конечно,  с помощью главного инженера и других специалистов. Предприятие было обеспечено необходимым объемом обессоленной воды надлежащего качества. После этого  руководитель предприятия Владимир Николаевич Махлай предложил мне занять следующую должность – возглавить коллектив агрегата аммиака АМ 76.Затем мне было предложено возглавить производство карбамида. Приходилось расшивать узкие места. А  в  2001-ом  году мне предложили занять должность  главного инженера предприятия.

-За эти годы вы стали жестче как руководитель?

-Конечно, я изменился. Я понимал,  что руководитель крупного коллектива должен быть не только хорошим технологом, но еще и хорошим администратором. Коллектив химического предприятия – что  воинская часть,  где есть командир, а все остальные обязаны ему подчиняться. Потому что неподчинение может повлечь очень серьезные последствия. Иногда приходилось применять и какие-то жесткие требования, но в целом я понимал, что люди не могут работать из-под палки. Они концентрируют свою энергию на достижении какой- то общей цели.  Естественно, она должна быть достижимой, подтвержденной техническими, технологическими, мотивационными решениями. Люди должны быть мотивированы. И не обязательно деньгами. У нас было социалистическое соревнование. Я и сейчас призываю: у человека  должны быть здоровые профессиональные амбиции.

К человеку – как к личности

-Какими качествами должен обладать руководитель?

-Он должен быть прекрасным специалистом, потому что именно он принимает важные решения. Это первое. А второе – те самые здоровые амбиции и  уважение к человеку как к личности.  Людей нужно уважать, их нельзя унижать. Да, можно применять жесткие требования в определенных условиях, но люди должны понимать, что это делается справедливо.

Самое главное на таких предприятиях как наше -промышленная безопасность. Недопустимо пренебрегать правилами и нормами, ни при каких обстоятельствах.

Я отвечаю сегодня за операционную деятельность предприятия. В сферу моей деятельности входит как раз промышленная безопасность по всему предприятию. Это на самом деле очень серьезная задача, которую нужно решать постоянно. Поэтому тот коллектив, который я возглавляю, работает без выходных, в круглосуточном режиме. У нас нет такого, чтобы в пятницу в 17 часов закрыть двери и разойтись  до понедельника. Процесс управления производством идет постоянно. Это значит,  постоянно включен телефон. Ночью, в любом месте. Это звонки диспетчера, руководителей цехов. Это консультации для решения каких -то серьезных технических задач. Но чтобы все это сработало, нужно жить по пословице: один в поле не воин. Я это понимал сразу, когда только начинал работать в смене. Успешная работа возможна  только в одном случае: если это будет коллектив единомышленников, профессионально подготовленных людей. И тогда моя смена была одной из лучших на заводе. Мы были лидерами соцсоревнования.

 Сейчас то же самое, только масштабы другие. Тогда у меня в подчинении было 12 человек, потом 300, а сейчас - около полутора тысяч технологического персонала. Сегодня я вижу рядом с собой команду единомышленников. Если есть такая команда,  у тебя все получится.  Если ее нет, можно вкладывать миллионы в оборудование и в разные технические мероприятия, это все равно не даст нужного эффекта.  В первую очередь - люди, а уже во вторую – техника.

Большая химия

-Виктор Александрович, я сейчас почему-то вспомнила такое выражение: «между нами случилась химия». Речь о начале серьезных отношений, речь о любви. Значит, случилась такая химия между вами и Тольятти, между вами и коллективом?

-Да, хотя может быть,  я это понял не сразу. Но я всегда говорю молодым людям,  стажерам,  операторам: «Если вы сейчас не получаете удовольствия от работы, которой вы занимаетесь, вам лучше поменять эту работу сейчас. Мне было интересно работать с самого начала. Шло становление завода,  строилось и запускалось по два агрегата в год,  квалифицированных кадров  не хватало, их просто не было откуда взять. Нам приходилось изучать оборудование. А такого оборудования, как  у нас,  не было, да и нет в России.  Были ошибки. И оборудование выходило из строя, потому что многого просто не знали, не было опыта. Да и агрегаты были приспособлены работать при плюсовых температурах, а у нас было минус 25-35.  Техника просто не выдерживала российских морозов. Приходилось что -то менять. Шла живая работа.  Практически не было свободного времени, особенно когда я перешел работать технологом цеха.

-Как это было?

-Как? Приезжаешь домой.  Суббота. Вдруг под окнами машина зашумела. Смотришь в окно- дежурный автобус Тольяттиазота. Звонок в дверь: «Вот вам записка, Виктор Александрович.  Агрегат  остановился по причине повышенной вибрации на турбине…прошу прибыть на завод для организации ремонтных работ». Все. Выходной закончился. Собрал бутерброды, котомочку, сел в автобус и поехал. Телефонов тогда совсем не было, поэтому объезжали специалистов по адресам. Работали сутками. Спали кто на стульях, кто на диванах в кабинете. Трудились без всяких денежных компенсаций. Важно было только,  чтобы быстрее был запушен агрегат.

-И тут уж  без любви к профессии невозможно!

-Конечно. Можно же было отмахнуться: а зачем все  это мне  нужно? Тогда как раз был в самом  расцвете Автоваз. Машины расходились как горячие пирожки. Платили на ВАЗе гораздо больше, да и  перспектив тоже было больше. Но  я никогда не думал, что я могу поменять профессию на какую то другую. И если  мне доверяли какой –то  неблагополучный, проблемный цех,  я должен был за полтора-два года сделать его  работающим без  проблем.

Сейчас я понимаю,  что тот выбор,  который я сделал когда-то,   абсолютно правильный.  Я  выбрал большую химию, попал в Тольятти, пришел работать  в Тольяттиазот, который позволил мне стать профессионалом и полюбить эту профессию, гордиться ею. Потому что то,  что мы производим – аммиак – это как зерно. Вырастили зерно на полях, и из него можно все что угодно получить. Не будет аммиака, вся промышленность остановится.

                              БЛИЦ

-Любимое место в Тольятти?

-Если это городская черта, то зеленая зона и  памятник Татищеву.  Там ты понимаешь масштаб.  Вне города я бываю на полуострове Копылово. Там  рядом несколько песчаных островов. Подойти к ним на катере, с семьей, поставить  мангал, зонтик, покупаться.  Вода проточная,  замечательная. Думаешь: чем это не Швейцария? Я бывал в Швейцарии не раз,  видел швейцарские Альпы. Но у нас еще лучше.

Зимой  я катаюсь на лыжах с внучкой на Красной Глинке. У меня внучка хорошо катается.  Насте восемь лет, и мы любим проводить время вместе. Иногда  выезжаю в лес, чтобы просто погулять или на  квадроцикле проехать по просекам. Реликтовые  сосны в два обхвата. Смотришь и  думаешь: а сколько же им лет? Двести? Когда они были посажены? Такую природу  конечно нужно беречь,  ей надо любоваться. Понимать,  что где-то  есть регионы, где ни одного кустика не растет.  А у нас -  полный набор всех удовольствий: и горы, и леса, и огромная река. Я доволен,  что меня судьба привела именно сюда, на Волгу.

-Какое правило делового человека для вас важнее всего?

-Как говорят,  дал слово, сдержи. Взял обязательства, выполни.

-Какие качества цените?

-Порядочность. Без этого невозможно.Репутация - это основа любого делового человека. Если репутация подмочена, никто с ним никакого дела иметь не будет. Ценю честность, порядочность. Независимо от обстоятельств.

На «Дело»

Важно,  чтобы люди могли работать самостоятельно и чтобы  я им доверял. Доверие - это самое основное при работе в большой химии.  Ты доверяешь другому человеку жизнь. А потому случайных людей у нас  нет.

20.12.2018"Тольяттиазот" принял участие участие в V международном форуме "Город будущего"

Форум "Город будущего" – это площадка для обмена опытом, где профессионалы обсуждают вопросы, связанные с повышением инвестиционной привлекательности, развитием малого и среднего предпринимательства, инновационных проектов и комфортной городской среды. Организаторами события выступили федеральные и ...

17.12.2018К юбилею готовы.

Тольяттиазот подходит к 40-летию с серьезными планами развития Сорокалетие у человека - это серьезный возраст, когда уже накоплен жизненный опыт, но достаточно сил и энергии для дальнейшего роста, развития и достижения личных целей. Да и об обществе, в котором живешь, можно подумать. В этом смысле к...

10.12.2018"Импульс" объявил стипендиатов

Программа дает молодым талантам возможность совершенствоваться ПАО "Тольяттиазот", благотворительный фонд "Небезразлично" и Тольяттинская филармония продолжают реализацию стипендиальной программы "Импульс". В новом сезоне в Положении о программе произошли изменения - теперь, кроме одаренных молодых ...