Объект особого назначения

Неподалеку от моста через Керченский пролив, соединяющего Краснодарский край с Крымом, монтажники завершают возведение конструкций морского порта Тамань. К 2020 году он станет одним из крупнейших портов на Черном море и откроет дорогу российской продукции в страны бассейнов Атлантического и Индийского океанов.

В том, что такой порт России необходим, у руководства страны не было сомнений. Еще один транспортный коридор с высокой пропускной способностью — это важный фактор достижения геополитической стабильности и прекрасный стимул для развития внутреннего производства в условиях экономических санкций. «Порт Тамань, во-первых, глубоководный, а во-вторых, имеет свойства порта-укрытия за счет формы бухты. И это в условиях Черного моря крайне важно», — рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, подчеркнув, что для поддержания российского присутствия в мировом океане такие порты имеют принципиальное значение, поскольку способны принимать суда максимальной грузоподъемности.

«Чисто логистически это очень удобная штука: и железнодорожные, и автомобильные подъезды благодаря географии пересекаются с той транспортной инфраструктурой, что нам так или иначе придется подводить к Керченскому мосту. Грубо говоря, все это находится на одном пятачке земли, совмещаются интересы моста и порта», — добавил он.

Уникальность порта еще и в том, что здесь расположится единственный в России терминал по перевалке аммиака, который строит ПАО «Тольяттиазот». По предварительным расчетам, грузооборот перевалочного комплекса «Тольяттиазот» в Таманском порту составит 2 миллиона тонн аммиака и 3 миллиона тонн карбамида в год. Ранее Минтранс утвердил сетевой план-график, согласно которому грузопотоки перевалочного комплекса включены в общую схему развития Таманского транспортного узла в части железнодорожной составляющей. Дорожная карта развития морских портов в Азово-Черноморском бассейне до 2020 года, утвержденная правительством России, также предусматривает создание такого комплекса. А весь проект грузового порта Тамань специальным постановлением правительства включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

«Развитие транспортной инфраструктуры, ориентированной на внешнеторговую деятельность, сейчас очень актуально. По прогнозам, в ближайшие годы экспорт из России может вырасти на 50 процентов, — сообщил старший аналитик инвестиционной компании Freedom Finance Богдан Зварич. — Также не исключен рост импорта на фоне роста конечного потребления внутри страны. Соответственно, понадобится транспортная инфраструктура, способная выдержать такой грузопоток». В частности, добавил эксперт, можно вести речь и о развитии морских перевозок, позволяющих транспортировать грузы на юг Европы и в Северную Африку. Таманский грузовой порт станет важной частью экспортной инфраструктуры, позволяющей транспортировать российские товары по всей акватории Черного и Средиземного морей.

Владения «Тольяттиазота» на Тамани объединены в три основных блока — береговой перевалочный терминал, гидротехнический комплекс по приему судов с большого тоннажа и осадки и комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений. Построены и ждут ввода в эксплуатацию сливная эстакада, биологические очистные сооружения, резервуары для хранения продукции, внутренний аммиакопровод, собственные электростанция и компрессорная, другие объекты. От ближайшей железнодорожной станции Вышестеблиевская к порту проведена специальная ветка протяженностью 36 километров, на которой построены станции «Тольяттиазот» и «Волна» с необходимыми выставочными железнодорожными путями. Также в порту проложена автомобильная дорога и уникальная эстакада, выдающаяся в море на 2,5 километра, по которой на большие грузовые корабли будут доставлять аммиак и сыпучие удобрения.

https://icdn.lenta.ru/images/2017/08/28/15/20170828152614568/pic_0acc4069113e675bd0b1e874e4ecea44.jpg

Изображение: пресс-служба ТОАЗ

Финансирование строительства всех этих объектов взял на себя «Тольяттиазот», инвестировавший в порт Тамань порядка 300 миллионов долларов. «Изначально проект задумывался как мощное государственно-частное партнерство. Помимо федеральных денег, в нем должны были участвовать деньги экспортеров, заинтересованных в развитии тех или иных терминальных портовых мощностей, — напоминает Михаил Блинкин. — Например, предполагалось, что ТоАз на частные инвестиции построит две очереди терминала для перевалки аммиака и карбамида».

Местные жители занимают свыше 90 процентов рабочих мест, созданных при строительстве будущего терминала. Кроме того, химкомбинат построил в Тамани новую телебашню, помог отремонтировать больницу, закупил новые автобусы, курсирующие по всему Темрюкскому району.

Однако власти Краснодарского края решили, вероятно, что социальной ответственности «Тольяттиазота» для них маловато. В попытке получить контроль над уже готовой недвижимостью комплекса — рядом вспомогательных и инфраструктурных сооружений, они обратились в суд с иском. Вряд ли, конечно, они всерьез намеревались остановить выполнение госпрограммы или добиться смены собственника портового терминала, но факт остается фактом: судебные тяжбы мешают ритмичной работе строителей, причем практически накануне завершения проекта.

Между тем потребность в новом канале экспорта аммиака увеличивается. Развитие политической ситуации на Украине ставит под вопрос надежность прежнего ключевого маршрута транспортировки «Тольяттиазота» по трубопроводу в Одессу. Как и в случае с газом, украинская сторона регулярно поднимает вопрос о повышении стоимости транзита аммиака, не гнушаясь оказывать давление — вплоть до остановки аммиакопровода. Такая непредсказуемость соседа убедительно показывает, что России необходимы альтернативные логистические коридоры для экспорта своей продукции.

На этом фоне действия краснодарских властей приобретают совсем иной смысл: они не только пытаются получить в собственность почти завершенные объекты портовой инфраструктуры, но и ставят под угрозу выполнение государственного плана по развитию Черноморского региона. В этой ситуации можно предположить два варианта развития событий: либо в краевом бюджете придется искать средства для поддержания этих объектов, либо «Тольяттиазоту» все же дадут спокойно завершить строительство и запустить столь нужный России терминал. Второй вариант кажется логичнее — и экономичнее.

 

 

22.09.2020Волонтеры навели порядок на Федоровских лугах

Федоровские луга - одна из природных жемчужин Самарской области. Высокие лесистые холмы, бескрайние поля, небольшие озера и Волга - не удивительно, что это место стало центром притяжения тольяттинцев, а также туристов со всей губернии и других регионов. К сожалению, отдыхающие не всегда ведут себя цивилизованно, оставляя после себя горы мусора. Кто должен его убирать, непонятно. К счастью, есть волонтеры. "Кто, если не мы?" - решили молодые специалисты Тольяттиазота и 19 сентября вместе с активистами тольяттинской ячейки Социально-экологического союза вышли на субботник, приуроченный к Всемирному дню чистоты. Сотрудники Тольяттиазота присоединились к Всемирному дню чистоты Когда субботник - праздник

22.09.2020От идеи до бизнес-проекта: в Самарской области завершилась программа "Химия опыта"

Огромные яркие цветы, изящные круглые скатерти, корзинки с ароматными цветами - все это принесли с собой на церемонию подведения итогов участники проекта "Химия опыта" и подарили преподавателям. Уже второй год подряд крупнейший производитель аммиака в России "Тольяттиазот" помогает людям старшего возраста получить новые профессиональные и персональных навыки, повысить свою востребованность на рынке труда. Помогли им в этом лучшие преподаватели из Москвы и Тольятти. Для некоторых участников этот проект стал отправной точкой развития личного бизнеса. Так, теперь в Тольятти можно заказать ростовые цветы, круглую мебель и зелень, выращенную в экологически чистом месте. Тольяттиазот помог людям серебряного возраста открыть для себя новые возможности

15.09.2020Профессионалы для большой химии. ТОАЗ готовит кадры со школьной скамьи

Тольятти заслуженно можно назвать столицей химии Самарской области. Здесь расположены крупнейшие производства этой важнейшей отрасли. И предприятия заинтересованы в постоянном притоке молодых профессиональных кадров, способных внести свежие, инновационные идеи для реализации дальнейших стратегических задач. Химия и инженерия - это интересно! Привить любовь к точным и естественным наукам и вырастить достойную смену для завода со школьной скамьи - такую образовательную идею уже не первый год реализует в Тольятти флагман химической промышленности "Тольяттиазот".