«Литературный оркестр» уехал, но обещал вернуться!
В Тольятти завершился просветительский проект, заставивший многих горожан пересмотреть свои взгляды на классическую литературу в целом и ее отдельные произведения в частности.
Вечер пятницы завершает трудовую неделю, и многим из нас сил хватает лишь на то, чтобы, переместившись с работы домой, добраться до телевизора. Однако бывают мероприятия, которые невозможно пропустить, именно такое событие состоялось в ДК «Тольятти-азот», участие в котором приняли около 300 тольяттинцев.
Цикл лекций и спектаклей о русской классической литературе «Литературный оркестр», организованный ОАО «Тольяттиазот» в партнерстве с порталом «Arzamas.academy», стартовал прошлой осенью. За полгода на сцене ДК «ТоАЗ» выступили ведущие литературоведы страны: Александр Архангельский, Леонид Клейн, Алина Бодрова, Кирилл Головастиков, Дмитрий Бак, Мария Котова.
- Каждый лектор, выступавший на сцене ДК в течение полугода, - известная фигура в литературных кругах, - рассказала заместитель генерального директора - директор по связям с общественностью ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» Юлия Петренко. - Мы старались приглашать людей, которые могли бы рассказать тольяттинцам что-то новое о литературе, дать пищу для ума. У каждого лектора свой взгляд на тему, отличный от того, что мы привыкли слышать, например в школах. В этом и есть особенность наших лекций - они никого не оставляют равнодушными.
- Химики предложили нам вместе придумать интересную образовательную историю, а наш сайт в интернете предоставляет площадку для самых выдающихся лекторов по истории, литературе, музыке и искусству, - говорит главный редактор проекта Arzamas.academy Филипп Дзядко. - У ТоАЗа схожие представления о роли образования и просвещения. Проект попал в точку - составить свое мнение о классической литературе XIX - XX веков захотели очень многие.
К слову, не только отношение тольяттинцев к классике, но и сам формат проекта в процессе реализации менялся. Например, когда очередь дошла до поэзии, традиционный вербатим театра-студии «Вариант» превратился в поэтический марафон. В музыкально-поэтической постановке приняли участие обычные горожане разных возрастов и профессий, которые про-шли кастинг, чтобы стать участниками «Литературного оркестра».
Я автор, я так вижу!
Соотношение художественной реальности и действительности во все времена было разным. Если Шишкин писал свой сосновый лес максимально реалистично (хотя и плоско, сказали бы критики), Ван Гог не жалел ярких красок для изображения самой темной ночи. Писатели и поэты тоже стремились к преображению своей реальности, а вот как именно и для чего, зрителям рассказал доктор филологических наук, профессор школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Олег Лекманов, который прочел тольяттинцам завершающую лекцию проекта «Литературный оркестр».
- Я преследую три задачи, - признался Олег Лекманов. - Во-первых, мягко показать читателям, что автор вовсе не стремится к точному отражению действительности, во-вторых, что соотношение художественного вымысла и правды в произведениях различных жанров разное. Последняя задача - на примере конкретных произведений разных жанров показать, как автор преображает действительность.
В качестве примеров лектор выбрал рассказ Сергея Довлатова «Шоферские перчатки», мемуарную книгу Валентина Катаева «Алмазный мой венец» и стихотворение Осипа Мандельштама к Ольге Ваксель. Выслушав все доводы Олега Лекманова, зрители лучше поняли не только авторов, которые причудливо, в разных «дозах» смешали в своих произведениях реальность и вымысел. Вероятно, теперь и другие тайны будут открываться перед пытливыми умами читателей одна за другой: например, почему пушкинский Пугачев из «Капитанской дочки»… так не похож на Пугачева Ключевского?
- Когда живешь в новом городе, работаешь в старом, а проект реализуется в Комсомольском районе, трудно найти время для его посещения, - призналась зрительница, заместитель директора по научной работе Тольяттинского художественного музея Лариса Москвитина. - Но однажды побывав на мероприятии, не смогла отказать себе в удовольствии приехать еще. В первый раз мы с подругами попали на лекцию Леонида Клейна по творчеству Достоевского - мне понравилось все: литературовед излагал свои собственные мысли, которые явно являлись плодом серьезных исследований. Конечно, они сильно отличались от выводов, которые нам преподносили в школе. Начинаешь переосмысливать все свои представления о литературе.
Главные герои - тольяттинцы
Вторая составляющая каждой встречи - спектакль-вербатим. С одной стороны, это зрелище: актеры читают тексты, играет музыка, эпоха оживает и погружает в свои тайны. С другой - продолжение образовательного процесса через самые правдивые «учебники» - письма и документы того времени.
- Я счастлива, что зрители по достоинству оценили наши старания - для любительского театра ежемесячные премьеры даются очень нелегко, - улыбается режиссер театра-студии «Вариант» Галина Швецова-Скрипинская. - Самой любимой для нас стала постановка пьесы Булгакова о Мольере, самой сложной - сегодняшняя последняя постановка. Будут звучать документы о Тольятти. Надеюсь, с нашей помощью земляки откроют для себя что-то новое о родном городе.
Заключительным аккордом проекта стал музыкальный спектакль «Личная история: XX век в письмах, воспоминаниях, романах и повестях». Действие постановки развернулось в контексте ключевых периодов отечественной истории: революции 1917 года, Гражданской войны, эпохи «Большого террора», Великой Отечественной войны. Четвертая часть спектакля посвящена переломному периоду в истории Тольятти - затоплению старого Ставрополя и строительству нового города.
На фоне исторических событий разворачиваются личные истории реальных людей, отраженные в письмах родственникам и любимым, в воспоминаниях и записках. Реальные жизни преломляются и становятся основой великих литературных произведений: романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр», повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой».
- Задумывая «Литературный оркестр», мы ставили своей целью доказать, что интеллектуальные мероприятия востребованы не только в столицах, - подчеркнул генеральный директор ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» Вячеслав Суслов. - Многие считают, что в небольших, отдаленных районах города культурный досуг никому не нужен. Наш проект доказал, что это не так: лекции и спектакли «Литературного оркестра» пользовались большой популярностью, причем не только среди тольяттинцев - на творческие вечера приезжали жители Самары, Ульяновска, Димитровграда. Приятно осознавать, что проект вышел за рамки района и даже города, что его название стало знаковым, а концепция - вдохновляющей на новые интересные проекты. Школьники признаются, что полюбили после наших спектаклей уроки литературы, взрослые - что переосмыслили свой взгляд на известные произведения. У меня мало свободного времени, но, собираясь посмотреть кусочек первой постановки, не смог уйти - досмотрел до конца. И все остальные тоже, одни - в зале, другие - в записи.
Действительно, все видео выступлений лекторов и записи спектаклей можно посмотреть на официальном канале «Тольяттиазот» в YouTube или в сообществах предприятия в ВКонтакте и Facebook.
За «Литературным оркестром» закрылся занавес, но в «Тольяттиазот» уверяют: идей много, и просветительским проектам в плане дальнейшей работы уделено достойное место. Загадок в литературе, истории, музыке, изобразительном искусстве достаточно, и опыт показал, что людям интересно их разгадывать. Причем не только школьникам и студентам, но и тольяттинцам из абсолютно разных слоев - расширить границы своего образования никогда не поздно!