С ЗАБОТОЙ О ЧЕЛОВЕКЕ
Все ближе и ближе 30-летний юбилей российского гиганта химической промышленности ОАО "Тольяттиазот", и "Трибуна" продолжает рассказывать об этом уникальном предприятии. Сегодня мы поговорим о социальной сфере, об ее становлении на ТоАЗе, а поможет нам в этом председатель профкома Ольга Борисовна Севостьянова.
- Ольга Борисовна, давайте начнем наш разговор с истоков, расскажите о становлении социальной сферы ТоАЗа.
- В Советском Союзе к строительству промышленных предприятий подходили обстоятельно, комплексно. Возводили не только цеха и производственную инфраструктуру, но и сразу же строили объекты социальной сферы. А как иначе? Ведь людям нужно где-то жить, где-то питаться, лечиться и покупать продукты. Не был в этом смысле исключением и ТоАЗ. Пока рабочие занимались монтажом прибывающего из-за океана оборудования, в полутора десятках километров от всесоюзной ударной комсомольской стройки полным ходом шло создание нового района города Тольятти - Комсомольского, в котором должны были жить строители и работники ТоАЗа.
- Строили с нуля, так сказать, в чистом поле?
- Практически да. Новый район города с современными жилыми домами, больницей, детскими садами и магазинами по титулу ТоАЗа вырос на берегу Волги на месте поселка Кунеевка, основными достопримечательностями которого были бараки и ужасные дороги. Троллейбусное сообщение связало его с заводом, Центральным и Автозаводским районами Тольятти. Одним словом, социальная сфера рождалась вместе с предприятием, а точнее, шла на полшага вперед. Жилищное строительство было приоритетным, ведь люди приезжали на ударную стройку со всей страны, и было их очень много - тысячи, десятки тысяч, и им нужно было обеспечить нормальные бытовые условия.
- Но это было централизованное развитие социальной сферы, происходившее под руководством партии и правительства. А когда стало возможно говорить о собственной социальной политике предприятия?
- С течением времени ТоАЗ вышел из-под крыла ПО "Куйбышевазот", на предприятии возникли собственные комсомольская, профсоюзная и партийная организации. Шло планомерное развитие по традициям и законам социалистического общества, под эгидой страны. Так продолжалось до тех пор, пока существовал Советский Союз. Но пришли лихие и сложные девяностые, не стало СССР, и тогда уже производственное объединение "Тольяттиазот" оказалось один на один со всеми экономическими проблемами, заботами и бедами. Было трудно, местами выживали, как могли, но делали все, чтобы сохранить трудовой коллектив. И все-таки выжили, не разорились, не рухнули и продолжили работать и развиваться. Предприятие стало называться ОАО "Тольяттиазот" и именно с этого момента можно с полным правом говорить о собственной социальной политике.
- Можно поподробнее рассказать об этом времени, за счет чего удалось его пережить?
- В этом огромная заслуга руководства предприятия и лично Владимира Николаевича Махлая. Когда страну кружило в вихре экономических реформ, когда прошла приватизация и на многих предприятиях сменились собственники, всем вдруг резко стало не до социальных программ. Если честно, я не могу назвать ни одно предприятие, которое за этот период что-то построило из социальных объектов. Возможно, кто-то находил силы и средства для развития и модернизации производства, но расходы на "социалку" были сведены к минимуму. Мы же за это время построили прекрасный санаторий "Надежда", чудесный Дворец культуры. Хозяйственным способом возводили жилые дома. И это в то время, когда даже государственные жилищные программы были резко свернуты.
- А как дело обстоит в наши дни?
- Строительные программы ТоАЗа с течением времени только расширяются. Сейчас идет оформление разрешительной документации на строительство стадиона, готовятся к сдаче в эксплуатацию великолепная гостиница на берегу Волги, досуговый центр. В ближайшее время будет достроен и сдан в эксплуатацию жилой дом на 720 квартир. Цены на квадратные метры для работников предприятия будут намного ниже рыночных. Предусмотрены льготы и рассрочки... В наши дни трудно найти предприятие, которое занималось бы чем-то подобным.
- Ольга Борисовна, но социальная политика - понятие широкое и многогранное и не ограничивается жилыми объектами, гостиницей, санаторием и досуговым центром. Должно быть что-то еще.
- Все правильно, в свое время у "Тольяттиазота" было пять детских садов, собственная поликлиника, которую строили по титулу ТоАЗа, и завод, естественно, вкладывал в нее деньги, чтобы сделать ее как можно лучше. Но все это было в одночасье потеряно. Руководству страны показалось, что объекты социальной сферы должны находиться на балансе муниципальных властей. Что из этой затеи вышло, все мы прекрасно знаем. Брошенные и полуразвалившиеся дворцы культуры украшают пейзажи без исключения всех городов России, в том числе и столицы. Так было и в Тольятти. У города явно не хватало средств на содержание социальных объектов в надлежащем состоянии. Так что поликлиника много с тех пор потеряла. Но "Тольяттиазот" не опустил рук и, не считаясь с финансовыми затратами, заново создал собственную медицину - прекрасную заводскую поликлинику.
А вот из пяти детских садов ТоАЗ смог оставить за собой лишь один, да и то только потому, что на момент, когда по всей стране всю социальную сферу передавали на государственное содержание, этот садик был построен, но в эксплуатацию не введен. Остальным откровенно не повезло, некоторые из них вообще перестали существовать. Когда из-за неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне рождаемость оказалась на нуле, их перепрофилировали. В одном из них теперь располагается военкомат, другой и вовсе снесли, а на его месте построили небольшой элитный дом. Теперь же, когда потребность в детских дошкольных образовательных учреждениях снова возникла, город сталкивается с массой проблем, а родители испытывают серьезные трудности и стоят в долгих очередях, чтобы отдать чадо в садик. К счастью, детский сад "Тюльпан" остался за нами. Без ложной скромности могу сказать, что это один из лучших, если не самый лучший садик в городе. Там даже бассейн есть. Завод следит за садом, за его состоянием, вкладывает немалые деньги. В основном, конечно, сад посещают ребятишки наших заводчан, но и простым жителям города мы отказать не можем.
- Получается, что "Тольяттиазот" не просто сохранил почти всю социальную сферу, которую имел при СССР, но и активно приумножает ее?
- Получается, что так. В отличие от множества других российских предприятий, социальная политика на ТоАЗе есть, и она не просто присутствует, а является настоящим поводом для гордости. Краеугольный камень такой политики - это наличие коллективного договора, его наполненность. Так вот, коллективный договор "Тольяттиазота" уже на протяжении многих лет является лучшим не только в городе, но и во всей Самарской области. Мы как-то посчитали, сколько же у нас льгот на предприятии, и оказалось, что их на ТоАЗе около 50.
То есть каждый работник имеет порядка полусотни различных льгот, которые прописаны в коллективном договоре. Сюда в первую очередь входит бесплатное медицинское обслуживание в нашей поликлинике, в которой сотрудники могут обследоваться и сдать практически все анализы. Президент корпорации "Тольяттиазот" Владимир Николаевич Махлай уделяет здоровью людей повышенное внимание. Он неимоверно сердится, если узнает, что кто-то из работников в течение, допустим, последних трех лет ни разу не оздоравливался в санатории "Надежда". Он просто не понимает этого, поскольку уверен, что здоровье - это самое главное, о чем должен думать человек, работая на химическом производстве. Тем более что отдых и лечение в "Надежде" для работников предприятия стоят всего 10 процентов от цены путевки. В новом коллективном договоре прописана еще одна новая льгота - члены семей сотрудников ТоАЗа теперь тоже могут лечиться и оздоравливаться в "Надежде" на льготных условиях - за 25 процентов стоимости. На заводе достаточно много ветеранов производства, некоторые из которых работают здесь с самого момента возникновения ТоАЗа. И проблемы со здоровьем есть не только у них, но и у вторых половин.
- Неужели это не все?
- Конечно не все, у "Тольяттиазота" есть собственное туристическое бюро и туристические автобусы. С каждым годом предприятие выделяет на эту сферу все больше и больше средств. Если раньше туризм на ТоАЗе был исключительно внутрироссийским: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Золотое кольцо, летом - Черноморское побережье, то теперь у тольяттинского турагентства есть лицензия и на международные перевозки, так что рабочие "Тольяттиазота" имеют возможность без серьезного ущерба для семейного бюджета посетить Германию, Францию или Италию.
- Посетив предприятие, нетрудно заметить, что на нем работает немало молодых людей. Чем их привлекает ТоАЗ, какие преференции существуют для них?
- Действительно, ТоАЗ - предприятие перспективное и привлекательное для молодежи, треть работников завода - это молодые люди, которым еще не исполнилось 30 лет. И для них в коллективном договоре прописано много льгот. На заводе больше 400 трудовых династий, и эта цифра только увеличивается, поскольку приоритет при приеме на работу отдается именно детям и родственникам сотрудников завода. Смысл прост: если человек рос и воспитывался в среде, где постоянно говорили о химии и о ТоАЗе, о том, как идет работа, какие есть проблемы и вопросы, то человек уже с рождения впитывает ауру "Тольяттиазота", и ему затем проще влиться в коллектив.
Стоит сказать о том, что предприятие серьезное внимание уделяет институту материнства и детства. Женщины на ТоАЗе уходят в декрет на месяц раньше: не на седьмом, а на шестом месяце беременности. И за этот месяц им выплачивается средняя зарплата. Женщина, родившая ребенка, на протяжении полутора лет получает материальную помощь по уходу за ребенком. В отдельных случаях она может быть продлена еще на полтора года. Ну а потом ребенок идет в детский сад "Тюльпан". Затем в школу, с которой у завода хорошие шефские связи. Еще дальше - в институт. В ТоАЗовском коллективном договоре прописано, что родителям, чьи дети учатся в высших учебных заведениях, оказывается материальная помощь. И в первую очередь она оказывается тем, чьи дети учатся на специальностях, необходимых заводу.
- Так, с молодежью понятно. А как обстоит дело с ветеранами?
- Ветеранов мы ни в коем случае не забываем, даже тех, кто на ТоАЗе уже не работает и ушел на заслуженный отдых. У нас есть негосударственный пенсионный фонд "Титан", и человек, выходя на пенсию, в дополнение к государственным выплатам получает от завода в течение 5 лет 10 процентов от своего среднего заработка. Если учесть, что средняя зарплата на предприятии на первое января 2009 года составила 21 тысячу 414 рублей, то прибавка получается весьма весомая. Кроме того, ежеквартально мы оказываем помощь нашим ветеранам в размере 1200 рублей. Проводим для них день "Пожилого человека" - в "Белом зале" нашего ДК накрываем столы, делаем культурную программу. И ветераны всегда безмерно благодарны руководству за такие праздники. А ведь у нас еще есть ветераны войны, труженики тыла. К сожалению, с каждым годом их становится все меньше. Их мы окружаем особенной заботой и теплом - к Дню Победы поздравляем их, ездим в гости с подарками, цветами и материальной помощью. Получается, что наш коллективный договор гарантирует сотрудникам и их семьям помощь и поддержку с рождения и до самой смерти.
- Я заметил на территории предприятия автобусы с логотипом корпорации...
- Все правильно, это еще одна наша льгота. Из-за своей потенциальной опасности ТоАЗ расположен на почтительном удалении от города. Поэтому завод решил сам возить сотрудников с работы и на работу. На предприятии существует целый автобусный парк - более 40 машин. Часть из них в рабочее время курсирует по заводу - территория-то огромная, расстояние между некоторыми цехами измеряется сотнями метров. Людей мы возим на современных комфортабельных автобусах. И конечно, каждого заводчанина охватывает чувство гордости, когда к проходной в утренние часы подкатывает вереница чисто вымытых автобусов с логотипом ОАО "Тольяттиазот".
Сегодня Двенадцатый апелляционный арбитражный суд в Саратове отказал Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) РФ в апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 сентября 2009 года по делу признании недействительной сделки купли-продажи 6,1
В эти дни свой 30-летний юбилей отмечает ОАО «Трансаммиак» - предприятие, которое отвечает за транспортировку жидкого аммиака на экспорт и реализацию его близлежащим потребителям через раздаточные станции. Именно аммиакопровод протяженностью 2417 километров, который соединяет Тольятти с Одессой и п
Сегодня Арбитражный суд Саратовской области принял решение отказать Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) РФ в иске о признании недействительной сделки купли-продажи 6,1% акций ОАО «Тольяттиазот». Приватизация этого пакета акций ОАО «Тольяттиазот» прошла в 1996 году