НАДОЕЛО ТАМАНИ БЫТЬ СКВЕРНОЙ: БЫТЬ ЛИ НОВОМУ МОРСКОМУ ПОРТУ НА ЮГЕ РОССИИ?
Когда-то Михаил Лермонтов назвал Тамань самым скверным городишком из всех приморских городов России. Этой фразой начинается новелла "Тамань"; Чехов считал ее образцом прозы. Офицера с подорожной судьба кинула в мирный круг честных контрабандистов: "Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!"
Владимир Николаевич Махлай любит перечитывать русскую классику. В его домашней библиотеке - Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Толстой, Чехов и Шолохов... В первую командировку на Тамань он прилетел с "Героем нашего времени", с "Таманью"... Но искал на обрывистом берегу не следы лермонтовских героев, их белый парус давным-давно растаял между темных волн времени...
Здесь от поэтических сравнений перейдем к суровой прозе. Что привело президента корпорации "Тольяттиазот", человека вполне прагматичного, на пустынный, заброшенный берег? Привели деловые соображения, важные не только для одного завода, хотя и крупного, ведущего в отрасли.
Азотный завод в Тольятти строили по компенсационным соглашениям. Эту схему выработали советские министры Костандов (химия) и Патоличев (внешняя торговля). Господам капиталистам предлагали за кредиты и оборудование расплачиваться готовой продукцией. Арманд Хаммер, американский миллиардер, сделку поддержал. А как с берегов Волги аммиак переправить в Америку? Цистернами до порта или по трубе. Но ни одной трубы для перекачки аммиака в Союзе не было. Предстояло построить аммиакопровод от Тольятти до Одессы.
(Об истории этой уникальной стройки "Трибуна" уже рассказывала.) Аммиакопровод строили одновременно с Тольяттинским заводом.
После разрушения СССР уникальную трубу перерезала государственная граница - одна часть осталась в России, вторая отошла Украине. И тут же российские химики на себе почувствовали, что такое монополизм в действии.
- Украинские партнеры, - рассказывает Владимир Николаевич Махлай, - начали повышать тарифы на транзит и перевалку аммиака, а также ввели ограничения по объемам. Вот тогда-то нам и пришлось искать новые площадки и схемы транспортировки своего груза.
Такую площадку Махлай нашел на Тамани, в бухте Железный Рог.
Интересы завода, расположенного далеко от морей, полностью совпадали с государственными интересами. В Кремле и правительстве толковали о том, что России необходимы новые морские порты. И даже что-то делали. За семь лет (2000-2007) наши порты увеличили объем переработки грузов более чем в два раза. Рост, конечно, впечатляет. Теперь 80 процентов внешнепортовых грузов нашей страны обрабатываются в отечественных пределах. Поставлена задача: к 2015 году выйти на планку 90 процентов. Значит, нужно расширять действующие порты (их у нас 62) и обязательно закладывать новые. На Балтике и Дальнем Востоке, в Азово-Черноморском бассейне и на Севере.
Пока властители приходили к этому очевидному выводу, Владимир Николаевич Махлай действовал. Его идею построить новый порт, перевалочный комплекс аммиака поддержали власти Кубани и Темрюкского района. "Тольяттиазот" заключил с ними договоры о сотрудничестве, в которых оговаривались обязательства каждой стороны.
- Создание нового порта в Азово-Черноморском бассейне, - особо подчеркивает Владимир Махлай, - выгодно всей России, Краснодарскому краю, транспортникам. Ведь страна потеряла большую часть перевалочных мощностей на юге России. Два глубоководных черноморских порта - Новороссийск и Туапсе - хотя и существенно нарастили свою инфраструктуру, однако все же имеют некоторые ограничения и по территории, и по объемам, и по номенклатуре перерабатываемых грузов. До сих пор значительная часть российских экспортных грузов доставляется потребителям через порты Украины и прибалтийских стран.
Проект строительства перевалочного комплекса ОАО "Тольяттиазот" прошел строжайшую экспертизу, получил положительные заключения экологической экспертизы и Главгосэкспертизы Госстроя России. В октябре 2003 года было получено разрешение на строительство от администрации Краснодарского края. И стройка началась. Поднимались производственные объекты "береговой и морской составляющей", как говорят специалисты, создавалась социальная инфраструктура. За счет собственных средств и кредитных ресурсов "Тольяттиазот" проложил железнодорожную ветку от станции Вышестеблиевская до поселка Волна (
Для слива жидкого аммиака из железнодорожных цистерн построена двусторонняя сливная эстакада, склад хранения на два резервуара вместимостью по 30 тысяч тонн каждый. Емкости для хранения аммиака спроектированы и построены по самой современной технологии, это надо подчеркнуть особо. Они имеют двустенную конструкцию и выполнены из высокопрочных материалов, обеспечивающих полную герметичность и соответствующую безопасность.
Морская составляющая перевалочного комплекса "Тольяттиазот" включает берегоукрепительные сооружения, гидротехническую эстакаду протяженностью
Первоначально проектные мощности перевалочного комплекса "Тольяттиазот" были рассчитаны на перевалку 2 миллионов тонн жидкого аммиака в год. Но вскоре стало ясно, что эти наметки можно и нужно пересмотреть.
- В 2004 году мы подали декларацию о намерениях по увеличению объемов перевалки грузов до 6 миллионов тонн собственной грузовой базы, включая наливные, генеральные грузы и минеральные удобрения, - рассказывает Владимир Николаевич Махлай. - Такого рода коррективы выгодны как нашей корпорации, так и стране - новые портовые мощности России весьма и весьма необходимы. Выгодно это и Краснодарскому краю, который получает новые рабочие места, стабильную занятость.
Вторая очередь строительства перевалочного комплекса ОАО "Тольяттиазот" предусматривает создание причала для перевалки генеральных грузов. Для этого приобретены и смонтированы два портовых крана немецкого производства "Либхер" грузоподъемностью 100 тонн и производительной мощностью 1000 тонн в час, а также козловой кран грузоподъемностью 40 тонн.
В районе порта построены автомобильная и железная дороги, газопровод и газораспределительная станция, крупные очистные сооружения. Тольяттинские химики с первых шагов показали, что чувствуют себя в этом краю не временщиками. Сотни и сотни жителей станции Тамань и поселка Волна признательны им за ремонт больницы, за девять автобусов "Икарус", пополнивших местный автопарк, за внимание к школе.
Для работников комплекса в поселке построены три пятиэтажных дома - это 150 квартир! Еще три таких дома строятся. В поселке Волна, некогда заброшенном, поднимаются один за другим частные дома. Значит, люди видят перспективу.
Не так давно Тамань получила официальный статус морского порта. Это привлекло еще четырех инвесторов, которые включились в Генеральный план развития порта. Но когда же Тамань встретит уплывший "парус"? Что тормозит стройку?
По мнению Владимира Махлая, камнем преткновения стала железнодорожная ветка в
В этих условиях, убежден президент корпорации "Тольяттиазот", все, от кого зависит судьба порта, - инвесторы, транспортники, представители государственных органов должны за столом переговоров разобраться в разногласиях, приступить к совместной работе. Ведь создание и успешное развитие морского порта Тамань имеет огромное значение, геополитическое и социально-экономическое, для всей страны. Кстати, комплексов по перевалке жидкого аммиака ни в одном порту России нет. Это - единственный.
- Таманью мы занимаемся десять лет, - говорит Владимир Николаевич. - К большому сожалению, реально работали только пять лет из десяти. А последние пять, по существу, не работаем. И не по своей вине. Ценнейшее оборудование - газовые турбины, трансформаторы, насосы - простояло пять лет. А там гидравлика, подшипники, высокое давление... Материалы высохли, вышли из строя. Нужно провести полную ревизию техники - а это кругленькая сумма, 25 миллионов евро! Вся эта техника могла работать, приносить прибыль Темрюкскому району, Кубани, нашей корпорации.
- Вы, конечно, обратили внимание на то, что Россия меняет свое отношение к портам. Вышло одно постановление правительства, второе...
- Обратил внимание. Вижу, что Морская коллегия во главе с Сергеем Борисовичем Ивановым, зампредом правительства, постоянно занимается этой темой... Все понимают: новый порт на Юге необходим. Мы надеемся, что произойдут позитивные сдвиги в строительстве перевалочного комплекса порта Тамань. К работе подключилась одна из структур Минтранспорта России, а именно Ространсмодернизация, которая берется за комплексное решение проблем строительства и эксплуатации вновь вводимых портовых мощностей.
Владимир Николаевич знает на таманской стройке каждую пядь. Спрашивает по существу за каждый объект: "Что делается на компрессии? Разделении воздуха? Что с железной дорогой? На гидроэстакаде? Почему остается большой незавершенка?"
Пока не на все вопросы он получает ответы, которые бы радовали. На больших стройках нередко так бывает. Посмотришь со стороны: вроде еще пахать и пахать до пуска. Но душа порта (прокатного стана, химического цеха, жилого комплекса) уже живет. Так и на Тамани, "самом скверном городишке из всех приморских городов России". Но не вечно же ему быть таким.
Правда?
Правительство РФ опубликовало список 295 системообразующих предприятий российской экономики, которые в условиях мирового кризиса смогут рассчитывать на государственную поддержку в различной форме. «Главная задача работать с такими компаниями - поддержание их устойчивости, используя не только кредитн
2 декабря в Москве состоялась церемония награждения победителей самой авторитетной национальной премии в области бизнеса «РБК Компания года 2008». Организатором премии является РИА «РосБизнесКонсалтинг». С 2002 года премия получила государственное признание и вручается под патронажем Министерства э
21 ноября арбитражный суд Самарской области приостановил производство по делу о признании права собственности на 6,1% акций ОАО «Тольяттиазот». Истец по этому делу – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – добивался передачи 6,1% акций ОАО «Тольяттиазот» в государственную собств