ПАТОВАЯ СИТУАЦИЯ - ЧТО ДЕЛАТЬ?

13 ИЮЛЯ 2006 года, Арбитражный суд Самарской области в лице судьи Л. Ястремского решил "...Применить последствия недействительности сделки, для чего реестродержателю ОАО "Трансаммиак" внести в реестр акционеров ОАО "Трансаммиак" запись об изменении собственника 51 процента акций на Российскую Федерацию и владельца - на Российский фонд федерального имущества, взыскать с Фонда имущества Самарской области в пользу ОАО "Тольяттиазот" 3 023 933 рубля..."

Подобных решений по стране было за последние, скажем, лет десять страшное количество. Но вот это, самарское, вызвало, мягко говоря, очевидное недоумение целой группы юристов, представляющих в судах различных инстанций интересы "Тольяттиазота". Свои доводы адвокаты компании "Тольяттиазот" Владимир Усенко и Валерий Еременко изложили на пресс-конференции, состоявшейся в Москве.

ОБ ИСТОКАХ

Еще в далеком 1995 году появилась идея, воплотившаяся затем в официальное решение на федеральном уровне, об обмене 51 процента акций ОАО "Трансаммиак" на 6,1 процента акций "Тольяттиазота". В такой пропорции пакеты тогда стоили одинаково, сделка состоялась. В итоге государство отдало 51 процент "аммиачной трубы" компании, которая как раз и производила аммиак, а само получило равноценный пакет акций этой компании. Этот пакет сразу же был выставлен на торги и успешно продан. Торги организовало государство, и вся процедура реализации этого пакета никогда не подвергалась сомнению.

Владимир Усенко

Действительно, никто не сомневался в правильности и законности распоряжения правительства N 1314-р по поводу обмена этих пакетов акций. Акт приема-передачи акций датирован 9 августа 1996 года.

Валерий Еременко

Следует иметь в виду, что изначально "Трансаммиак" строился для "Тольяттиазота" - в едином проекте, в едином титуле. Лишь юридическая неразбериха тех лет позволила приватизировать два этих предприятия отдельно. "Трансаммиак" это есть фактически транспортное подразделение "Тольяттиазота". Кстати, по упомянутому распоряжению N 1314-р государству отошел дополнительный пакет акций "Тольяттиазота", выпущенный специально для этого случая.

О СДЕЛКЕ

Долгое время не возникало никаких сомнений в законности этой сделки. Казалось, что о ней забыли, как, наверное, забыли о выставленных на торги 6,1 процента акций "Тольяттиазота". И пакет размером в 51 процент акций "Трансаммиака" тоже не валялся без дела, а был превращен в деньги и также продан и, может быть, не один раз. Однако ситуация изменилась.

Владимир Усенко

В 2004 году минимущество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о применении последствий недействительности ничтожной сделки приватизации 51 процента акций "Трансаммиака". Какие были основания у минимущества? Ведомство ссылалось на противоречие этой сделки законодательству, действовавшему на момент ее заключения и, в частности, на незаконность распоряжения N 1314-р. Истец говорил о том, что такой способ приватизации не был предусмотрен, о том, что бывшие предметом мены пакеты акций не были равноценными, а интересы государства оказались нарушенными. Поскольку в обмен на акции "Трансаммиака" государство получило 6,1 процента акций "Тольяттиазота", а не больше, как хотелось бы сегодня чиновникам. Тем не менее на тот момент эти пакеты были полностью равноценны.

Видимо, в момент приватизации в правительстве понимали, что приватизация этих двух предприятий должна идти вместе. Несколько лет проходило согласование во всех министерствах и ведомствах и потом лишь принято взвешенное решение о приватизации. А сегодня, похоже, в одном из ведомств делают все, чтобы стабильно работающий механизм разбалансировать, разделить технологическую цепочку.

О СУДАХ

Владимир Усенко

Итак, в феврале 2004 года минимущество обратилось в суд с иском. Дело прошло три инстанции. При этом суд первой инстанции в Самаре принял решение, в котором сделал вывод о законности сделки и в удовлетворении требований истца отказал. Затем дело рассматривалось в апелляционной инстанции, тоже в Самаре. Суд также не нашел никаких нарушений и оставил в силе решение суда первой инстанции.

3 марта 2005 года суд кассационной инстанции принял постановление, которым дело было направлено на новое рассмотрение, а решения судов первой и апелляционной инстанций, свидетельствовавшие о законности сделки, отменены. В мотивировочной части этого постановления суд указал, что сделка противоречит закону и является недействительной.

Точно к такому же выводу пришел Арбитражный суд Самарской области 13 июля 2006 года после более чем длительного рассмотрения дела. Было решено сделку признать недействительной, восстановить права Российской Федерации на 51 процент акций "Трансаммиака", а "Тольяттиазоту" вернуть 3 023 933 рубля.

ИЗВЕЧНЫЙ ВОПРОС

Что делать в этой патовой по сути ситуации? Как сообщили участники пресс-конференции, в судах давным-давно были представлены доказательства, что ни у одной из сторон этих ставших уже знаменитыми пакетов в 51 и 6,1 процента акций нет.

Владимир Усенко

На первоначальном этапе рассмотрения дела судья согласился, что нет смысла искать акции, отсутствующие у сторон, указав в своем определении от 2 июня 2005 года, что "...рассмотрение вопроса о том, кому именно в настоящее время принадлежат спорные акции, выходит за круг обстоятельств, подлежащих выяснению в настоящем деле", и впоследствии даже назначил бухгалтерскую экспертизу "для разъяснения вопроса о действительной стоимости акций...".

Но судом не был организован процесс передачи документов экспертам, и экспертиза не состоялась. А позже в проведении экспертизы было и вовсе отказано. Мы заявили судье отвод, но наше заявление было отклонено...

Далее, по словам адвокатов, почти мгновенно последовало так называемое заседание по существу, к которому оказались не готовы даже представители истца. Стороны просили отложить заседание, но получили отказ. Судебные заседания откладывались множество раз по самым разным причинам. Это право судьи - откладывать заседание. Странно, что он не пошел навстречу сторонам на этот раз. Может, обиделся за "отвод".

Но вот финальный аккорд - решение от 13 июля 2006 года. Что делать с судебным решением? Ясно - выполнять. Таков закон. Но что делать с таким решением?

Может быть, оставить уже в покое многострадальное предприятие и дать ему спокойно работать, развиваться и платить налоги?

26.12.2006ПЕРЕДЕЛА НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ

Ситуации вокруг химического концерна была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся на днях в Москве. В ней приняли участие и.о. управляющего компании Сергей Корушев, адвокаты и пресс-служба предприятия. - Сегодняшний "Тольяттиазот" представляет собой очень слаженный коллектив, - сказал журналистам

21.12.2006ТОЛЬЯТТИАЗОТ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ РЕЙДЕРАМ

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Итак, в студии радиостанции «Эхо Москвы» Анатолий Иванов, депутат Госдумы от города Тольятти. Здравствуйте, Анатолий. А.ИВАНОВ: Добрый день, Алексей. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Валерий Еременко, адвокат. Валерий, здравствуйте. В.ЕРЕМЕНКО: Добрый день, Алексей. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: «Тольяттиазот», два года

20.12.2006ХИМИКИ ДОБРАЛИСЬ ДО ПРАВИТЕЛЬСТВА

На этой неделе произошло сразу два события, заставивших политическую и бизнес-элиту вспомнить о непрекращающихся попытках рейдерского захвата химической корпорации "Тольяттиазот" (ТоАЗ). Сначала трудовой коллектив предприятия провел в Москве масштабный митинг у стен здания правительства России на Го