"Черным" акулам капитализма подпилят зубы

На недавнем брифинге в МВД, темой которого стало "Противодействие преступным посягательствам на права акционеров и собственников", правоохранители пришли к выводу, что пора наконец сосредоточить усилия именно на расследовании и раскрытии наиболее важных и сложных преступлений в сфере экономической деятельности. В их числе и многочисленные случаи незаконного передела собственности.

Как следует из отчета министерства, только в 2005 году в производстве следственных органов находилось свыше 340 уголовных дел о незаконном завладении промышленными предприятиями. По сравнению с 2004 годом количество подобных преступлений выросло более чем в два раза.

При этом временно исполняющий обязанности заместителя начальника следственного комитета при министерстве Юрий Алексеев считает, что дальнейшая эффективная борьба с захватчиками невозможна без соответствующих изменений в законодательстве. По его словам, эти меры тем более необходимы, поскольку мишенью для "черных рейдеров" становятся оборонные и градообразующие предприятия. Да и противостоят правоохранительным органам зачастую не простые мошенники, а крупные дельцы, которые имеют в своем распоряжении миллиарды долларов и обширные связи в чиновничьей среде.

Вместе с этим в последнее время рейдеры все чаще переносят свои театры военных действий из центра в регионы. К примеру, не так давно все прелести "черного передела" испытала на себе Самарская область, а точнее - одно из крупнейших в регионе и стране химических предприятий, корпорация "Тольяттиазот" (ТоАЗ). Причем, заметим, отразить рейдерские атаки ТоАЗу удалось исключительно своими силами.

Показательны методы, коими действовали рейдеры, - многочисленные судебные иски, изъятия документов и обыски, проводимые теми же правоохранительными органами, попытки силового захвата и т. д., и т. п. Впрочем, все они уже давно являются классикой недружественных поглощений.

Так, недавно завершились долгие судебные разбирательства с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, которое настаивало на том, что коммерческий конкурс с инвестиционными условиями по продаже акций "Тольяттиазота" (6,1% от уставного капитала), прошедший еще в 1996 году, был незаконным. Однако Высший арбитражный суд РФ отменил ранее вынесенное решение Федерального Арбитражного суда Приволжского округа о признании недействительным договора купли-продажи этого пакета акций ТоАЗа.

Еще одно судебное разбирательство по тольяттинскому предприятию прошло почему-то уже в Санкт-Петербурге. Так, в середине апреля прошлого года судья Санкт-Петербургского арбитражного суда Халида Хайруллина сочла необходимым ввести обеспечительные меры в виде ареста акций "Тольятти-азота". Примечательна и сама формулировка судебного решения - арест накладывался не на определенные акции, а на количество, обозначенное как "не более 6,1% уставного капитала ОАО "Тольяттиазот".

Напомним, этот иск инициировало некое 000 "Профессиональные консультации и оценка", владеющее 0,001% акций ТоАЗа, а ответчиками назвали пять компаний - держателей акций тольяттинского предприятия, две из которых к тому моменту уже не существовали. Этот факт не смутил судью, вынесшую решение об обеспечительных мерах уже на следующий день после подачи иска в суд. И это при том, что истец в своем заявлении ничем не обосновал необходимость обеспечительных мер.

Но и в этом явно надуманном деле справедливость оказалась на стороне ТоАЗа - судебное решение Хайруллиной Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга отменил, признав его незаконным и необоснованным.

Параллельно с судами в СМИ развернулась активная кампания по дискредитации руководства ТоАЗа - ив том числе президента корпорации Владимира Махлая, который, мол, был объявлен в федеральный розыск. Тем не менее и эта "деза" ввиду явной лживости быстро сошла на нет.

Следующим шагом стала попытка силового захвата предприятия, которой предшествовала особая активность на предприятии правоохранительных органов. Менеджмент "Тольяттиазота" уверен, что действия силовиков преследовали единственную цель - узнать список акционеров завода. Ведь многочисленные, якобы законные, проверки ТоАЗа - обыски, изъятие документов - не дали "нужного" результата. Примерно в это же время в СМИ появились предположения о том, кто может стоять за попытками захвата предприятия. Сразу в нескольких публикациях называлась компания Synttech, владельцами которой являются бизнесмены Николай Левицкий и Виктор Вексельберг, скупившие уже около 10% акций ТоАЗа.

Однако силовой захват ТоАЗа вооруженными людьми тоже провалился. Попытка силой забрать чужое не стала успешной благодаря трудовому коллективу предприятия, который сразу после вооруженного вторжения вышел на митинг и обратился за помощью к федеральным властям, в том числе к полпреду президента в ПФО Александру Коновалову.

К чести тоазовцев, вопреки давлению на предприятие, им удалось сохранить темпы роста своего производства и вложить немало средств в развитие социальной сферы. Так, производство аммиака в прошлом году выросло более чем на 10% и составило 2 млн. 395 тыс. тонн, выпуск карбамидоформальдегидного концентрата - на 7%, а заработная плата увеличилась в среднем на 25%.

"В 2005 году тоазовцы впервые за 11 лет добились рекордной отгрузки карбамида по воде, - рассказывает Владимир Махлай. - Мы с честью выполнили свои обязательства не только по экспортным поставкам, но и внутри российских регионов перед сельхозпроизводителями".

Самым заметным проектом ТоАЗа в прошлом году стал запуск производства реакционных труб для агрегатов синтеза аммиака и метанола, которых на ТоАЗе больше всех в России - десять. Выпускают подобные трубы всего три страны - США, Германия и Франция. Поэтому российским нефтехимическим компаниям приходилось ввозить это оборудование из-за рубежа, тратя сотни миллионов долларов. Теперь у них появилась возможность покупать реакционные трубы в России, которые к тому же дешевле западных на 40%. По словам Владимира Махлая, интерес к покупке труб уже проявили не только многие российские предприятия, но и крупные западные компании. Кроме того, уникальное производство, аналогов которому пока нет в России, позволит как минимум вдвое сократить затраты на замену труб. До запуска производства на ТоАЗе ремонт одного агрегата обходился в 70 - 80 млн. долл. Теперь эта сумма сократилась до 35 - 40 млн.

Отказавшись от предложения немецких компаний по строительству завода по производству реакционных труб стоимостью 40 млн. долл., тольяттинцы предпочли обойтись своими силами. Вложив 7 млн. долл. в закупку необходимого оборудования, на заводе смогли полностью обеспечить собственные нужды. К тому же российское ноу-хау обеспечило лучшие технические характеристики реакционных труб, чем у западных производителей.

Сегодня же "Тольяттиазот" вовсю реализует самый крупный в своей истории инвестиционный проект - строительство морского порта на полуострове Тамань (бухта Железный Рог, Краснодарский край). В этом году тольяттинцы должны закончить строительство первой очереди порта. Это позволит отгружать более 2 млн. тонн аммиака в год. А бюджету Краснодарского края даст несколько миллионов "налоговых" долларов.

Только на покупку необходимой транспортной техники ТоАЗ потратил почти 100 млн. долл. Всего компания вложила в этот проект уже более 200 млн. долл. и собирается инвестировать еще 1,1 млрд. долл. Однако у Владимира Махлая нет уверенности, что согласование администрацией Краснодарского края необходимой документации, идущее уже второй год, не затянется и дальше. А пока у ТоАЗа сорваны долгосрочные контракты с более чем 20 строительными, монтажными организациями, десятком проектных институтов. Простаивает дорогостоящая техника, более тысячи человек, занятых на стройке, отправлены по домам на неопределенный срок. И все-таки "суперсовременный, достойный XXI века порт будет", уверен руководитель ТоАЗа.

С "черными рейдерами" все-таки можно бороться.

* * *

P.S. Как бы то ни было, история с "Тольяттиазотом" показывает, что с "черными рейдерами" все-таки можно бороться. К сожалению, лазейки в российском законодательстве значительно облегчают захват именно законопослушных, прозрачных предприятий. Так что инициатива МВД, конечно, похвальна, хоть и выглядит несколько запоздавшей. Хочется верить, что это только первый шаг к созданию стройной системы защиты предприятий от недобросовестных "приобретателей". Ведь у рейдеров, и, несомненно, это понимают в высших эшелонах власти, вряд ли бы настолько успешно шли дела, не пользуйся они помощью чиновников.

26.12.2006ПЕРЕДЕЛА НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ

Ситуации вокруг химического концерна была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся на днях в Москве. В ней приняли участие и.о. управляющего компании Сергей Корушев, адвокаты и пресс-служба предприятия. - Сегодняшний "Тольяттиазот" представляет собой очень слаженный коллектив, - сказал журналистам

21.12.2006ТОЛЬЯТТИАЗОТ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ РЕЙДЕРАМ

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Итак, в студии радиостанции «Эхо Москвы» Анатолий Иванов, депутат Госдумы от города Тольятти. Здравствуйте, Анатолий. А.ИВАНОВ: Добрый день, Алексей. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Валерий Еременко, адвокат. Валерий, здравствуйте. В.ЕРЕМЕНКО: Добрый день, Алексей. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: «Тольяттиазот», два года

20.12.2006ХИМИКИ ДОБРАЛИСЬ ДО ПРАВИТЕЛЬСТВА

На этой неделе произошло сразу два события, заставивших политическую и бизнес-элиту вспомнить о непрекращающихся попытках рейдерского захвата химической корпорации "Тольяттиазот" (ТоАЗ). Сначала трудовой коллектив предприятия провел в Москве масштабный митинг у стен здания правительства России на Го