"Химия опыта" создает новые перспективы

Уникальный проект по социальной и профессиональной адаптации граждан предпенсионного возраста через образование, запущенный ПАО "Тольяттиазот", успешно реализуется. В конце марта корреспонденты "ПТ" посетили открытые лекции проекта и понаблюдали за динамикой его развития. Первые результаты ожидаются в конце мая, а пока впечатлил сам процесс.

Уникальный проект по социальной и профессиональной адаптации граждан предпенсионного возраста через образование, запущенный ПАО "Тольяттиазот", успешно реализуется. В конце марта корреспонденты "ПТ" посетили открытые лекции проекта и понаблюдали за динамикой его развития. Первые результаты ожидаются в конце мая, а пока впечатлил сам процесс.

КАК АДАПТИРОВАТЬ ОПЫТ Напомним, что в свете обсуждения изменений в пенсионном законодательстве в середине 2018 года предприятие объявило о создании собственной программы переобучения лиц старше 50 лет. Председатель совета директоров корпорации Петр Орджоникидзе тогда отмечал, что идея проекта связана с развитием экономики в целом и особенностями ведения бизнеса в России: "Такие вещи, как цифровизация, стремительное развитие технологий требуют новых знаний и квалификации людей. Наши исследования показали, что большое количество людей готово приобретать новые навыки".

Как известно, "Тольяттиазот" уделяет много внимания профессиональному развитию и повышению квалификации своих работников, имеет собственный центр по переподготовке кадров. Заместитель генерального директора ЗАО Корпорация "Тольяттиазот" Юлия Петренко говорила на пресс-конференции, посвященной запуску программы: "Мы имеем опыт по переобучению... внутри завода, и опыт переобучения людей старшего возраста в том числе". Было решено, что "Химия опыта" даст людям зрелого возраста возможность обучения по направлениям, повышающим их востребованность не только на рынке труда, но и в современной экономике в целом.

Сначала организаторы провели развернутое социологическое исследование среди жителей Тольятти в возрасте 50-70 лет. В результате выяснилось: около 60% респондентов проявили интерес к получению новых навыков и бизнес-образованию. Были выбраны приоритетные направления обучения: иностранный язык, компьютерная грамотность и основы предпринимательства. Также организаторы решили проводить мастер классы для адаптации к современным условиям экономики от ведущих специалистов в области психологии, управления персоналом, экономики и т. д.

В конце ноября 2018 года на официальном сайте ПАО "Тольяттиазот" была помещена анкета для претендентов, и их оказалось немало. В начале января 2019-го провели собеседования и отобрали 50 участников. Среди них были как опытные предприниматели, так и рядовые специалисты, стремящиеся предложить рынку свои профессиональные знания. Было сформировано две группы, одна из которых должна по окончании курсов представить инвестиционный проект, а вторая - проект личного продвижения. Старт программе был дан в конце января, и с тех пор занятия проходят еженедельно, по средам и выходным дням.

СОЗДАТЬ ЛИЧНЫЙ БРЕНД 31 марта в ДК "Тольяттиазот" состоялся мастер-класс с участием трех спикеров. Участники проекта "Химия опыта" получили в этот день очередную порцию знаний и умений. Бизнес-тренер и эксперт по маркетингу и управлению бизнес-проектами Марина Маркова является доцентом кафедры менеджмента Высшей школы экономики МГУ. Тема ее выступления была посвящена самопрезентации и сторителлингу. Умение позиционировать себя на людях - важнейший навык, полезный не только предпринимателям, но и всем специалистам: при трудоустройстве, при расширении круга знакомств, при решении личных задач. Сторителлинг, или умение рассказывать истории, - неотъемлемая часть самопрезентации. Это своеобразная техника привлечения и удержания внимания, зарождающая у собеседника желание взаимодействовать с вами в будущем. Марина рассказала о том, когда и зачем стоит привлекать внимание, какие форматы лучше использовать для создания первого впечатления. Участники живо откликнулись на методику оценки модели поведения, прошли онлайн-тестирование, определили свои сильные и слабые стороны. Открытием для многих из них стало то, что правдивая история о себе - не просто очередная тема поста в социальных сетях, а момент фиксации опыта, который и составляет арсенал современного предпринимателя. Также спикер отметила, что ведущие тренды самопрезентации сейчас - видеоролики и элевейтор-спич (краткий рассказ о своем проекте в режиме движения лифта), занимающий 30 секунд.

Предприниматель и эксперт в области проектов в сфере машиностроения, биотехнологий и IT Дмитрий Коваленко осветил вопрос подготовки и проведения презентации бизнес-проекта. Спикер подробно описал этапы презентации, начиная с описания проекта и его ключевых преимуществ, продолжив анализом рынка и конкурентов в цифрах и заканчивая бизнес-моделью и ответом на вопрос, как возвратить деньги инвестору. Основным посылом Дмитрия было показать аудитории наглядность и действенность таких инструментов, как формирование финансового плана и прогноза роста прибыли. В рамках развития в России венчурной индустрии важно продать инвестору ожидания и доказать свою незаменимость на рынке. Как опытный предприниматель, он охотно делился рекомендациями для достижения главной цели презентации - заинтересовать инвестора. По мнению спикера, хорошо работает возможность дать потенциальному партнеру или инвестору подержать продукт или изделие в руках, ощутить важность проекта через тактильные ощущения или визуально.

Третий мастер-класс касался темы трудоустройства, и провели его специалисты по подбору кадров ТОАЗа: Юлия Емелюшина и Юлия Аветисян, рассказавшие участникам о том, как произвести выгодное впечатление на работодателя и как правильно отразить свои профессиональные навыки, чтобы работодатель не только захотел пригласить кандидата на собеседование, но и сделал предложение о работе.

Один из кураторов проекта, предприниматель и бизнес-тренер Ариф Гаджиев характеризует программу "Химия опыта" как нечто особенное на рынке бизнес-образования: "Я такого еще не встречал, чтобы в рамках социального проекта в промышленном городе выступали спикеры высокого уровня. И это учитывая, что для жителей Самарского региона программа совершенно бесплатна! Думаю, что "Химия опыта" станет огромным плюсом в багаже социальных проектов корпорации "Тольяттиазот" и сподвигнет и другие предприятия как города, так и страны внедрять эту практику дальше. Стратегия работы с населением в подобном ключе есть только у крупных зарубежных концернов. Сейчас можно сказать, что тольяттинский завод идет на шаг впереди в отношении социальной адаптации населения категории 50-. Судя по заинтересованности участников, программа действительно очень востребована и актуальна".

НАЙТИ СЕБЯ НА НОВОМ ЭТАПЕ В перерыве между мастер классами нам удалось поговорить с участниками и послушать их мнение об участии в "Химии опыта". Так, экс-предприниматель Александр Яштынгин -в данный момент фрилансер. Однако он имеет опыт запуска нескольких проектов по поставке оборудования и производству энергосберегающих световых приборов. Будучи резидентом Тольяттинского бизнес-инкубатора, он работал и с партнерами, и с инвесторами. Александр отметил, что занятия в "Химии опыта" проходят интересно, спикеры дают много знаний из теории, обновляя его представления о бизнес-процессах сегодняшнего дня. В специальной группе в интернете выкладываются лекции, учебные материалы и чек-листы, которыми можно воспользоваться, если занятие пропустил. Ему уже хочется больше прагматической части, разбора кейсов из предпринимательской практики. Сам Александр готов представить несколько идей для разбора и оценки спикерами: "Сейчас у меня предпенсионный период, и совсем скоро времени станет больше, появится возможность проанализировать свой бизнес-опыт, пройти аудит и выйти на новый уровень. Знаю, что большинство участников либо готовы открыть новый бизнес, либо хотят поучаствовать в реализации какого-то перспективного проекта. "Химия слова" для таких, как мы, очень полезна и своевременна".

Эксперт в области туристического рынка и гостеприимства, предприниматель Ирина Кана ева рассказала, что ее заинтересовала тема профессиональной переориентации и занятости людей на новом этапе жизни: "Подойдя к этому возрасту, наше поколение оказалось "в свободном полете". Появилась потребность понять, как дальше жить и как использовать свои имеющиеся ресурсы - человеческие, личные, профессиональные".

По ее мнению, сейчас сфера туризма переживает непростые времена: туристы переходят на онлайн-бронирование, стараются путешествовать самостоятельно. Существенно меняются объемы и структура рынка. Ее коллеги отмечают возрастание интереса населения к экологическим и гастрономическим турам, к проведению местных поездок с дегустациями. "Люди стареют медленнее, все хотят качественно и долго жить, вести здоровый образ жизни, и получение новых навыков держит сознание человека и его организм в тонусе. Мне нравится заниматься английским, прокачивать навыки управления. Моя жизнь не стоит на месте, я всегда учусь - сейчас получаю образование по специальности "сомелье" в московском вузе. "Химия слова" дает мне набор инструментов и показывает вектор моего движения вперед".

Другие участники, присоединившись к разговору, поделились тем, что для них проект "Тольяттиазота" дал возможность не чувствовать свой возраст, получить "второе дыхание" и задуматься о востребованности в новом качестве - предпринимателя или эксперта в своем деле. "Даже если мы не создадим свой бизнес, то можем поделиться знаниями со своими детьми, близкими, помочь им советом", - добавил один из участников.

Иван Гуренков, заместитель директора по управлению персоналом, вопросам мотивации и обеспечения персоналом ЗАО Корпорация "Тольяттиазот" считает, что значимость проекта и состоит в расширении кругозора участников, предоставлении им необходимой информации: " От того, насколько жители города образованны, от того, насколько много у них есть возможностей для продвижения, зависит и развитие самого города, его будущее, его перспективы. Именно поэтому "Тольяттиазот", так активно участвует в социальных программах, активно их продвигает, реализует".

Подошел к завершению насыщенный воскресный день мастер-классов, а "Химия опыта" будет и дальше продолжать формировать новый опыт вместе со своими участниками. Проект продлится до конца мая.

От того, насколько жители города образованны, от того, насколько много у них есть возможностей для продвижения, зависит и развитие самого города, его будущее, его перспективы.

30.12.2019Актуальные знания и житейская мудрость соединились в уникальном проекте «Химия опыта»

После 50-ти жизнь только начинается. В этом убедились слушатели курса «Химия опыта», который стартовал в Тольятти уже во второй раз. Чему учат людей предпенсионного возраста, и как новые знания им помогают в жизни, расскажем далее.

25.12.2019Тольяттиазот - 2019: дело химика боится!

Как в старые добрые времена, когда было принято брать повышенные обязательства и рапортовать круглыми цифрами, коллектив завода подготовил к своему юбилею целый пакет достижений. В 2019 году Тольяттиазотом отгружена 60-миллионная тонна аммиака - объем, который трудно себе даже представить. А выпуск аммиака и карбамида только за 11 месяцев этого года превысил весь объем предыдущего. Чтобы сделать "пятилетку за три года", вкалывать лишние смены не пришлось - просто на предприятии полным ходом идет модернизация, результатами которой становится рост производственных мощностей, качества продукции и в то же время экологической и промышленной безопасности. С 2012 по 2018 год ТОАЗ вложил в программу инвестиционного развития более 33 миллиардов рублей, еще 39 планируют вложить в производство в следующие 10 лет. Один только агрегат карбамида №3 будет стоить компании 25 миллиардов - этот проект стал одним из самых масштабных в истории предприятия по объемам работ и инвестиций.

24.12.2019Миссия Тольяттиазота

Миссию Тольяттиазота менеджмент и члены Совета директоров сформулировали как: "Мы заботимся о плодородии и урожайности на благо всего мира". В документе зафиксировано, что компания будет стремиться стать лидером по производству азотных минудобрений в России и войти в пятерку крупнейших производителей в мире. Как сообщила пресс-служба предприятия, для достижения этой цели стратегия предполагает рост выпуска продукции (в т.ч. аммиака примерно на 40% до 4,15 млн тонн в год, карбамида – более чем в 2,5 раза, до 2,53 млн тонн в год) и увеличение EBITDA в 3,3 раза.